Маркетинг: что это, почему нужен, откуда дорогая стоимость, нюансы

Маркетинг

В рамках данного обзора речь пойдет о том, что такое маркетинг и какова его суть, а так же о некоторых важных аспектах и нюансах.

Но обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Маркетинг это

Маркетинг (marketing) - это совокупность методов продвижения объекта (товара или услуги) или субъекта (например, отдельной личности) среди покупателей. В его задачи также входит: управление и выстраивание взаимоотношений с клиентами. Простыми словами, маркетинг это действия, направленные на поддержание и корректировку популярности и спроса чего-либо, в зависимости от требований.

При чём не обязательно подразумевается, например, только рост известности, вполне нормальное явление, когда необходимо обратное. Тут как в бизнесе, рост не всегда полезен. Так, если создать слишком высокий спрос вокруг товара, то его дефицит быстро вызовет недовольство и клиенты разбегутся по конкурентам, а потом вернуть клиентов от конкурентов это та ещё проблема. А если же спрос полностью удовлетворять, то появление более привлекательного аналога (или иной фактор) может стать огромной проблемой. Но не потому, что появился конкурент, а потому, что издержки остаются прежними (или сложными к снижению).

Пример того, почему необходимо управлять спросом. Представьте, что вы печете торты и всем вокруг они безумно нравятся. Вы купили несколько дорогих печей, закупили кучу муки и прочих ингредиентов. При этом считаем, что ингредиенты необходимо использовать в течение одного дня. Стоимость ингредиентов 20 рублей за каждый торт. Каждый день вы печете по 100 тортов. Их себестоимость 40 рублей, а продаете по 50. Казалось бы, налаженный бизнес. Однако если спрос уменьшится со 100 тортов до 50, то с их продажи даже не покроются расходы на 100 тортов (4000 = 100 * 40 > 2500 = 50 * 50).

Читатель может сказать, что можно же печь не 100 тортов, а 50. Но тогда вопрос, а что делать с неиспользуемыми печами и сырьем? Это же затраты, которые лягут на разницу между продажей и себестоимостью, в данном случае 500 = 50 * (50 - 40), а сырья для планируемых "неприготовленных" тортов было закуплено на 1000 = 20 * 50 (как писал ранее, считаем, что в рамках примера сырье нужно использовать в течение одного дня). И это ещё не считая простоя печей.

Хорошо, ещё момент, допустим, продали ненужные печи и стали меньше заказывать сырья. Но что если спрос вернулся? Во-первых, б/у техника стоит дешевле и её вам вряд ли вернут, что означает необходимость приобретать свежую, а, во-вторых, поставщик мог перепродать сырье и его попросту не будет в нужном количестве. В таком случае клиенты попросту разбегутся.

Не говоря уже о том, что жизнь это не компьютерная игрушка, где постройки сносятся за пару щелчков мыши, а создаются за минуты. Поэтому резкий спад может оказать сильное экономическое влияние, но и ростом также необходимо управлять.

Так же советую ознакомиться с обзором типичные ошибки в бизнесе.

 

Почему вообще нужен маркетинг?

Это только кажется, что клиент приобретает исключительно функциональность товара или конкретный объем услуги (хотя такое является нормальным для опытных). Но, на самом деле, обычного клиента интересует решение большего числа потребностей: спокойствие, уверенность, известность, статус, привлекательность, отношение к какой-то сфере или тематике, эстетика и прочее.

Гипотетический пример для понимания как влияет маркетинг. Допустим, Коля хочет выпить йогурт. Он приходят в магазин и видит там два вида. По составу они абсолютно одинаковы, отличаются лишь внешним видом: один в неброской упаковке, а второй разрисован так, что аж кричит "тот, кто пьет этот йогурт, супер мега крутой перец" (как ему должно казаться).

Если Колю действительно интересовала бы только функциональная часть, то он бы всегда выбирал йогурт попроще, так как в нем нет лишней цены обертки (иными словами, дешевле). Но, как видел каждый, такого не бывает. Чаще всего один вид будут брать больше другого (и, кстати, не обязательно перевес только в сторону "модного"). При чем даже нередки ситуации, когда "обертка", стоящая дороже, хуже по качеству, чем менее броский аналог, но продается в большем количестве. Все это происходит потому, что товар это не только набор его характеристик.

Иными словами, маркетинг занимается теми вопросами, которые лежат вне поля технической стороны и которые также важны клиентам.

Если же говорить со стороны потребителей, то им по многим причинам тоже нужен маркетинг, как бы не казалось обратное. Например, маркетинг приводит к появлению других видов товаров, в рамках конкурентной борьбы. Маркетинг занимается решением эмоциональных и социальных вопросов клиента.

В частности, известный бренд и красивая упаковка вызывают у потребителей чувства уверенности и собственной значимости (и еще ряд чего, о которых автор умолчит). Не то, чтобы последний пример был объективно "белым и пушистым", ведь хорошо бы, чтобы самооценка человека не строилась на основе вещей, но это уже за рамками обзора И так далее.

 

Почему маркетинг может стоить дорого?

Существует немало мифов о маркетинге, в основном из-за того, что на поверхности методы кажутся крайне простыми, а результаты абстрактными и нестоящими внимания. Так, если не вдаваться в детали, то, скажем, сумма в 1 000 000 рублей за создание внешнего вида обертки товара может казаться вопиющей, бессмысленной и вообще пустой тратой денег. Но, вот если заглянуть чуть поглубже, то оказывается, что не все так просто.

Другое дело, что у мифов существует свой фундамент в виде некачественных услуг, слабого понимания сути и тому подобного, но это уже за рамками обзора.

Абстрактный пример для понимания почему нормальный маркетинг может стоить крайне дорого. Допустим, Коля производит сок и стал замечать, что товары конкурентов начали пользоваться большим спросом. Однако, рынок такой, что цену особо не изменить (дешевая будет отталкивать людей мыслями "что там намешено?", высокая мыслями "сок прямо с полей, что ли?"). В общем, единственная возможность это неценовая конкуренция. Поэтому, Коля обращается к маркетингу. Но, наслушавшись мифов, решает сам им заняться.

И тут Коля узнает, что нормальный маркетинг это не так уж просто. Во-первых, нужно собрать данные об основных конкурентах. Но, не только текущих, а еще и прошлых, включая саму историю брендов. Например, как менялась форма, какая была обертка у товара, какой был при этом спрос и так далее. Во-вторых, нужно собрать информацию о клиентах. Какая это целевая аудитория, почему приобретает один сок, а не другой, и так далее. А это значит, что нужно понаблюдать за клиентами, провести анкетирование, поговорить с реальными людьми и прочее.

В-третьих, необходимо проанализировать все эти данные. Но, тут заковырка в том, что, как говорится, складывать и умножать можно что-угодно, а нужно чтобы это было полезным. Поэтому еще придется поломать голову над тем, что с информацией делать. В-четвертых, оказывается, что в маркетинге много психологии, всяких статистических исследований и трендов (что это?). Например, товар может не понравиться потому, что обертка слишком стильная или там изображено то, что в текущих модных веяниях считается негативным.

В-пятых, нужно учитывать прогнозы. Утрированно, сегодня всем нравится синий цвет, начали делать обертку синего цвета, но оказалось, что в это время тренд сменился и "модным" стал зеленый. Соответственно, результат активности несложно предсказать. В-шестых, необходимо создать дизайн. А тут оказывается, что соединить два png файла это не дизайн, что шрифтов сотни, что нужно еще сделать, чтобы цвета сочетались, что некоторые вещи приходится создавать с нуля и тому подобное.

Вообще, пунктов может быть масса. Например, может требоваться изменить упаковку товара или сам товар. А это означает, что нужно проявлять креативность, ведь не всегда существует возможность быстро и без проблем изменить цепочку создания товара.

Думаю, читатель уже начал задумываться о том, а сколько же это все требует времени, сил и денег. Поэтому, казалось бы, какая обертка-то, чего в ней может быть сложного?! Но, в действительни обертка может стоить миллионы, так как ее создание включало в себя много разных этапов (и дизайн лишь отдельная мелкая часть). Хотя, конечно, сильно зависит от деталей. Например, если целевая аудитория это 10 человек и конкурентов нет, то "как бы" тратить огромные суммы действительно бессмысленно, разве что клиенты сами не были инициаторами.

Тем не менее, стоит знать, что существуют различные виды маркетинга, которые не всегда затратные. Например, партизанский маркетинг, подразумевающий привлечение внимания потребителей дешевыми методами.

 

Важные моменты о маркетинге

Каждый должен четко понимать, что при всех возможных плюсах, в маркетинге существует один непреклонный аспект - он ничего не гарантирует. Утрируя, Вася придумал за 5 минут, съев один бутербродик, и стал популярным, Петя потратил годы и миллионы, а результата нет.

Происходит это потому, что речь о людях. Например, если бы, гипотетически, существовал уникальный метод, то, со временем, его бы переняли конкуренты и автоматически он перестал быть уникальным и давать какие-то положительные результаты.

Справедливости ради, существуют методы, которые могут давать высокую гарантию, но это обычно не самые заковыристые вещи и поэтому их результат соответствующий. 

Кроме того, маркетинг это постоянное действие, а не единичное. Утрируя, сегодня всем нравятся ежики и поэтому каждая обертка утыкана ежиками, завтра всем нравятся пингвины и поэтому они должны появиться на обертке. Это уже не говоря о том, что конкуренты обычно не сидят в уголке, сложа ручки и томно смотрят вдаль, они тоже постоянно действуют. Кстати, даже при монополии нужен маркетинг, как минимум поддерживать интерес и лояльность людей к ней. Утрируя, клиент может тысячу раз приобрети тортик, но это не гарантирует, что в тысяча первый раз он сам не приготовит его.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.