Бренд: что это, для чего нужен, плюсы и минусы

Бренд

Достаточно часто можно встретить мнение, что бренд это не более чем конкретный товар или даже логотип. Поэтому, его развитие это пустая трата времени, сил и денег. Однако, в реальности термин бренд подразумевает существенно больше.

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Бренд это

Бренд (брэнд, brand - марка, клеймо) - это совокупность ассоциаций, мнений, эмоций, представлений, понимания ценности товара или услуги в глазах потребителя.

Как не сложно заметить, бренд это не "просто логотип" или оригинальный стиль, а нечто большее.

В нынешнее время бренд относят не только к теме товаров или услуг. Например, брендом может быть какой-то конкретный человек. В стиле "раз это от блоггера Васи, то значит клевый видос или обзорчик" или "раз это носит Ангелина, то это модная вещь".

Так же стоит отметить, что определение термина бренд может отличаться. В основном из-за того, что это абстрактное понятие. Утрируя, тут как в философии - вроде бублик один, а трактовок сотни.

Гипотетический пример для понимания: "про кулинарию".

Допустим, Коля давно занимается выпечкой и его товаром клиенты очень довольны. Коля решил расширить ассортимент, а конкретно в добавок производить джемы. Как говорится, рогалик с вкусняшкой - что может быть лучше.

Поскольку к товарам Коли клиенты относятся достаточно лояльно, то, даже если первая партия джемов будет "так себе", клиенты не разбегутся в ужасе и трепетании. Более того, могут поделиться советами и рецептами (зависит от многого, но такое реально возможно). Что будет, если джемы будут качеством не ниже, - не сложно представить.

В случае же, если Коля никому неизвестен, то результат во многом зависит от случайности. Например, "купили джемы - оказалось не вкусно - выпечку даже не стали трогать - оповестили всех по сарафанному радио" - означает возможные немалые проблемы с продажами, особенно, если целевая аудитория это какая-то небольшая местность.

Почему так происходит? Дело в том, что в первом случае у клиентов уже сформирован бренд в стиле "в товарах Коли видно как он заботится о качестве и насколько хорошо он может заниматься делом, поэтому первая попытка видать как в шутке про блины, ну с кем не бывает, поэтому вероятно со временем от джемов нельзя будет оторваться".

При чем заметьте, товар не является главной составляющей. Например, вместо джемов Коля мог бы заняться йогуртами, а реакция была бы таже самая.

 

Для чего нужен бренд?

1. Обеспечение стабильности. Вы когда-нибудь слышали фразы "если нужно сделать хорошо, то это к ..." или "вот этот товар ... решит твои проблемы"? Думаю, это риторический вопрос. Однако, фразы отражают факт обеспечения стабильности.

Бренд позволяет сохранять определенную целевую аудиторию, иными словами клиентов и, соответственно, определенный уровень продаж. Например, чтобы не происходило, но вы как приобретали свои любимые напитки, так и продолжаете их приобретать. Чуть меньше или чуть больше это уже другой вопрос.

Но, тут суть, что вы не особо торопитесь к конкурентам, даже если объективно у них более качественные и/или дешевые напитки. Так как вы приобретаете не только товар, но и то, что с ним связано. Это может быть статус, это могут быть воспоминания, это могут быть определенные ощущения, это могут быть гарантии и многое-многое.

2. Выраженное отличие. Форма, вид, качество товара - это важные вещи, но они не заменяют остального. Несколько примерных фраз для понимания: "приобретая технику, в первую очередь смотрю известные бренды с подходящими мнениями людей", "приобретая бытовую химию, беру вот этот бренд, какие бы аналоги не были, так как за много лет сформировано понимание - проблем с уборкой не будет", "в этом кино снимался ..., значит его стоит/не стоит смотреть" и так далее. 

3. Добавочная ценность. В данном случае не обязательно речь о стоимости, хотя и она соответствующе меняется. Достаточно вспомнить фразы "он/она модный, у него/нее это от ..., а вот это вот от ..., и еще вот это вот ...". При чем товар сам по себе может не сильно отличаться от конкурентов. Но, его добавочная ценность возникает благодаря бренду, например, из-за того, что товар означает статус, или что он сделан кем-то, или что он не вызывает проблем, или что ... В общем, причин может быть много. Хорошо это или плохо - за рамками обзора.

 

Плюсы и минусы бренда

Плюсы бренда

1. Преобладание товара в основной доли рынка. В некотором смысле, это как монополия. Например, далеко не всегда можно создать товар с настолько превышающими качествами (в виду отсутствия самой возможности) или вложить в маркетинг и бренд столько, чтобы товар хотя бы смог "действительно" конкурировать с лидером продаж по объему. Утрировано, это как с "мачо в районе" - можно приложить массу усилий, но все девушки будут сохнуть по нему.

2. Рост доходов. В данном случае речь как минимум о двух вещах. Во-первых, рост стоимости из-за того, что товар стал известный и ему не приходится конкурировать ценой. Во-вторых, рост объемов продаж.

3. Длительный эффект. Тут как с имиджем. Если о вас говорят, что вы деловой человек, то даже если вас не видели год, то о вас все равно будут говорить, что вы деловой человек.

4. Стабильность продаж и их увеличение. Бренд позволяет не только сохранить продажи (что это?), но и увеличить их. Например, если вы спрашиваете ваших знакомых о любимых напитках, то с большой вероятностью вы приобретете один из известных брендов (о которых вам расскажут). А вот если бы они были в той же ситуации, то напиток приобрелся бы из всего перечня.

5. Легче решаются разного рода проблемы. Сравните два слова "неизвестный" и "популярный". А теперь представьте одну и ту же ситуацию, подставив эти два слова, "[нужное слово] планирует расширяться и ему очень нужна скидка, но он может компенсировать разницу с последующих продаж". Реакцию не сложно предугадать.

6. Проще расширяться. В данном случае, речь не только о решении проблем, но и как минимум некой уверенности. Например, при известном бренде уровень продаж может быть низким, но он будет. А вот при неизвестном бренде риск, что продаж вообще не будет существенно выше. Кстати, в тему обзор про типичные ошибки в бизнесе.

7. Узнаваемость. Речь не только о том, что проще решаются вопросы, но и о том, что бренд содержит в себе сразу много информации. Например, фраза "этим занимается ...", при наличии бренда, отвечает на массу вопросов, таких как "качество?", "гарантии?", "время?", "цены?" и прочие.

Минусы бренда

1. Для клиента брендовый товар нередко становится дороже. Речь не только о том, что из-за наличия бренда цены могут стремиться в высь. Например, само создание бренда может требовать немалых вложений, которые в результате отразятся на стоимости товара.

2. Бренд может требовать много сил, времени и денег, при этом не гарантирует результат. Как и с любыми абстрактными сущностями, гарантий, в принципе, не существует. Например, создавали бренд под одну целевую аудиторию, сменился основной тренд, объем потенциальных клиентов резко уменьшился, поэтому даже с узнаваемым брендом продажи не смогут превысить низкий спрос. Утрируя, это как если завтра все перестанут лакомиться пиццей, какой бы бренд не был, но пиццу банально некому приобретать.

3. Бренд может стать камнем преткновения. Вообще с брендом существует масса сложностей. Например, если товар привыкли считать средним, то изменить его до уровня высшего качества будет крайне непросто. В принципе, верно и обратное, так как снижение качества при устоявшемся бренде "только лучшее" может быть воспринято крайне негативно и привести к массе проблем. Кстати, обзор в тему про ребрендинг.

4. Обратный эффект созданного бренда. Суть в том, что эффект от бренда не обязательно будет соответствовать ожиданиям, при чем разница может проявляться не сразу.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, создали качественный товар и соответствующий бренд "модный и клевый товар без изъянов". Вначале продажи росли вверх, а затем стали снижаться. При том, что общий спрос не снижался и товары у конкурентов не сильно изменились.

Вроде бы в чем может быть причина? А в самом бренде. Например, одежда у девушек, если не сильно учитывать "гонку за модой". В шкафу несколько качественных платьев, которые очень редко одеваются и поэтому их можно использовать долго (особенно с таким износом). А вот обычные платья и стоят дешево (утрируя, можно испачкать), и подразумевают ремонт (или же приобретение аналога), поэтому их скупают пачками.

При этом вполне возможна следующая ситуация. Дешевые платья нередко меняют фасон (в основном цветовой окрас, но все же), поэтому их приобретают часто (логика - вместо платья, которое уже не починить, взять другое). А вот дорогие платья приобретают редко, плюс хочется чтобы это было нечто выделяющееся. Поэтому, упрощая, вначале скупаются платья у одного бренда, затем приобретают дешевые, затем, когда денег скопили (как научиться?), скупают дорогие, но уже у конкурентов, чтобы в шкафу расширить ассортимент брендов, а не конкретных моделей от одного из них.

5. Бренд, как и репутация, может быть достаточно хрупким. Тут, вероятно, каждый видел примеры, как вначале к чему-то относились хорошо, потом происходил что-нибудь и резко менялось отношение. В этом смысле, создать устойчивый и крепкий бренд крайне непростая задача.

6. Может снижаться качество. Это, в принципе, проблема популярности и известности. Далеко не каждый удерживает планку.

7. Бренд это две стороны монеты. Важно понимать, что бренд это не только плюсы и цветочки. Банальный пример, чем более известен человек, тем больше интернет-троллей и хейтеров проявляют активность. Утрируя, красивую девушку могут обожать парни, но ненавидеть другие девушки.

Так же советую ознакомиться с обзором продвижение бренда в социальных сетях.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.