Без малого, можно сказать, что рынок начинается со спроса и предложения. Они являются одними из тех фундаментальных основ, которые определяют как обилие товаров, так и их цену. К примеру, если создавать свое дело там, где спроса попросту нет и не прогнозируется, то эффект от такого действия заранее предсказуем - нулевые продажи. Поэтому далее о них и пойдет речь.
Спрос
Спрос - это потребность потенциальных платежеспособных клиентов в товаре или услуге. То есть, это люди, которым нужен конкретный вид продукции, у которых есть для этого все необходимые деньги (в разумном диапазоне) и они готовы их потратить.
Не сложно заметить, что диапазон цен может разнится (желающих купить товар за копейки всегда больше), поэтому спрос выражается как функция от стоимости (более полно чуть далее). Так что, в экономике есть еще одно базовое понятие.
Величина (объем) спроса - это количество товаров или услуг с качеством и ценой одного порядка, которое клиенты хотят приобрести в определенный промежуток времени. То есть, величина вполне четко конкретизируется.
К примеру, обычные арбузы в августе по 10 рублей за килограмм интересны людям в объеме 3 тонны, но те же арбузы в декабре по 50 рублей уже нужны в объеме 400 кг.
Закон спроса
Закон спроса - величина спроса уменьшается по мере роста цен. Тут все просто, если товар стоит копейки, то его может позволить себе больше людей.
Важно. В ряде случаев, это не всегда так. К примеру, если товар был очень дешевым, то у людей складывалось впечатление, что товар не стоит приобретать (низкое качество и прочее). Как только товар стал дороже (перешел в более дорогую ценовую группу), интерес людей повысился (хотя товар остался тем же самым).
Тем не менее, в общем случае закон спроса корректен для известных товаров и услуг. Но, всегда нужно учитывать, что существуют неценовые факторы, влияющие на величину спроса, такие как мода, общий уровень доходов людей, альтернативные товары и прочее.
Эластичность спроса
Эластичность спроса - это характеристика, которая отражает изменение спроса, в зависимости от корректировки цены. То есть, в общем смысле это разница в процентах между величинами спроса, деленная на разницу в процентах между ценами. Что-то вроде "цена повысилась на 10%, а величина уменьшилась всего на 5%". При этом спрос делится по 5 видам:
1. Спрос считается совершенно неэластичным, если при изменении цены, объем спроса никак не меняется. Обычно, это самые простые ходовые товары. К примеру, если увеличить на 10% стоимость соли, то объем продаж для обычного человека вряд ли сильно изменится (приобретал пачку соли за 10 рублей в месяц, будет брать ровно столько же и за 9 и за 11). Для самых хитрых. Подобный скачек в цене может затронуть все товары, где соль является сырьем, с соответствующим повышением цен. Поэтому так никто не делает.
2. Неэластичный спрос подразумевает, что величина не сильно изменится относительно цен. К примеру, продовольственные товары. Изменения в цене могут сказываться на объемах, но если цена не сильно изменилась, то обычно объемы не так сильно меняются.
3. Единичная эластичность. Тут речь идет о том, что процентное изменение цены и объем прямо пропорциональны с коэффициентом 1. То есть, повысили цену на 10%, величина снизилась на 10% (и аналогично наоборот).
4. Эластичный спрос - когда величина спроса больше меняется, чем цена. К примеру, у товара есть схожий аналог или несколько. Если уменьшить цену, то многие из тех, кто приобретал аналогичный товар, захотят схожий, но более дешевый, продукт.
5. Абсолютно эластичный спрос. Небольшое изменение цены вызывает огромные скачки в объеме спроса. В реальности таких товаров практически не существует. Но, есть близкие примеры - торговля в финансовых биржах, где небольшое снижение в стоимости акций может вызвать волну приобретений (с расчетом, что в последующем будет рост) или наоборот подъем цены может снизить спрос до минимального (ожидается спад цены).
Понимание эластичности спроса важно для формирования цен. Так к примеру, если речь идет об эластичном товаре, то небольшое снижение цен может окупиться за счет более высокого увеличения объема продаж. Или же если ситуация обратная, то цены могут расти, так как потеря в объемах с лихвой покрывается полученной прибылью и высвободившимися мощностями, которые можно пустить в иное русло.
Кривая спроса
Кривая спроса - это вероятностное отображение зависимости объема продаж от установленной цены, при прочих равных условиях (в один и тот же период времени, клиенты одни и те же, прочее). Простыми словами, это обычный график, где по одной оси указывается цена, а в другой оси указывается величина спроса.
Важно понимать, что хоть этот график часто отображают в виде гиперболы, в реальности кривая спроса может иметь весьма специфический вид.
Применяется данная кривая для анализа возможного роста (уменьшения) дохода и изменения общей нагрузки, в связи с изменением цен. Так, к примеру, если вы хотите освоить какую-то область, то подобный график позволит вам оценить возможности. Что-то вроде "по приемлемой цене спрос слишком мал, расходов будет существенно больше".
Предложение
Предложение - это возможность и желание людей реализовывать товары по существующим ценам. Тут важно то, что учитываются не только имеющиеся мощности, но и взгляды людей. Банальный пример. Можно выпускать огромное количество товара, но кто согласится его продавать по себестоимости?
Для предложения в экономике так же существует мера.
Величина (объем) предложения - это количество схожих товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок, с учетом цены и всех текущих обстоятельств.
К примеру, фрилансер может заниматься дешевыми заказами для обеспечения себя общим оборотом, однако вряд ли он захочет полностью уделять им время. С другой стороны, если цены проектов будут привлекательными, то и количество сил и времени может возрасти.
Закон предложения
Закон предложения - с увеличением цены растет величина предложения, при прочих равных. Суть проста, себестоимость товара и услуги остаются неизменными, а значит общая прибыль растет, как и желание.
Важно. Как и со спросом, это не всегда так. К примеру, бывают ситуации, когда объем товаров и услуг просто ограничен.
Тем не менее, в общем смысле этот закон корректен для большинства типов товаров и услуг. Хотя так же нужно учитывать и многие неценовые факторы, такие как уровень технологий, условия, объем сырья, желание заполнять рынок товаром, соответствие задач деловому имиджу (есть такие области, где масштабы будут формировать соответствующий образ) и прочие.
Эластичность предложения
Эластичность предложения - это характеристика, которая отражает изменение предложения, в зависимости от изменения цены. То есть, так же в общем случае - разница между объемами (в процентах), деленная на разницу в цене (в процентах). И так же различают 5 видов:
1. Совершенно неэластичное предложение. В данном случае, изменение цены не влияет на объем предложения. К примеру, если в рамках текущих неценовых условий, объемы просто невозможно увеличить (сколько денег не предлагай).
2. Неэластичное предложение. Здесь идет речь о том, что величина предложения меняется в меньшем темпе, нежели цена. К примеру, ограниченный объем клиентов, но сама задача или товар являются необходимыми. Изменение стоимости не изменит факты необходимости и верхней планки. То есть, эффективность увеличения мощности будет весьма сомнительной. Или же просто такая область задач, которой людям не интересно заниматься (в таких ситуациях, цена не самое главное и слабо влияет на рост предложения).
3. Единичная эластичность. В данном случае прямая зависимость - один к одному.
4. Эластичное предложение. Темп изменения объемов больше, чем у цены. К примеру, процент прибыли растет и становится значительным, а значит желание расширяться и увеличивать мощности так же будет высоким. Если рассматривать фрилансеров, то при низкой цене за копирайтинг им мало кто будет заниматься, однако с увеличением стоимости величина предложения будет заметно расти.
5. Абсолютно эластичное предложение. Огромный тем роста объемов при малом изменении цен. В реальности такое практически невозможно. Близким примером так же можно назвать финансовый рынок, где бурный рост цены акций может вызвать огромный интерес со стороны владельцев акций, желающих их быстро реализовать.
Кривая предложения
Кривая предложения - это, по аналогии со спросом, соотношение объема предложения и цены, с учетом определенных условий (что неценовые факторы остаются неизменными). То, есть то же график с осями - цена по горизонтали и объем по вертикали.
Важно. Часто кривую предложения отображают как экспоненту. Однако, в практике она может иметь более сложный и специфический вид.
Данная кривая нужна для анализа многих вещей. К примеру, "входная точка развития области", то есть чтобы обеспечить массовый выпуск товара, необходимо, чтобы цены были не ниже определенного уровня. Или же оценка того, как сильно повлияет общее изменение стоимости товара. Что-то вроде "снижение цены приведет к тому, что рынок будет недостаточно насыщен товаром, так как им станет невыгодно заниматься, поэтому необходимо сдерживать цену".
Изменение спроса и предложения
Величина спроса и предложения
Суть спроса и предложения сводится к поиску той удовлетворяющей цены, при которой их величины совпадают. Однако, по факту это слишком идеальные условия. Так, нередко товара выпускается больше, чем нужно, и стоимость товара завышена. Или же спрос велик, но цены не позволяют увеличить объемы предложений.
Кроме того, хоть и весьма редко, но сами кривые спроса и предложений могут попросту не иметь точек пересечения или же точкой пересечения является такая цена, что в ней спрос и предложение нулевые.
Так же необходимо учитывать, что стремление к прибыли может сказываться не лучшим образом. К примеру, завышение цены при неэластичном спросе. В такой ситуации, прибыль хоть и растет, но зато общая удовлетворенность и оборот товаров падает, что невыгодно для внутреннего рынка.
Для борьбы с подобными ситуациями, нередко применяют механизмы регулирования стоимости или же банальное создание запасов товаров, который всегда можно реализовать по стабильной цене.
Детерминанты спроса и предложения
Детерминант (в экономике) - это фактор, который может оказывать влияние на экономические процессы.
Важно понимать, что кривые спроса и предложения это не фрески, высеченные в тысячелетнем камне. Они зависят от немалого количества неценовых факторов и, соответственно, их график может быть разным.
Так, детерминанты спроса применяются для того, чтобы изменить спрос в ту или иную (не обязательно, что интерес людей должен повышаться), при неизменной величине предложения. Примерами являются - увеличение общего дохода (товары становятся более доступными), мода (в текстиле без этого вообще никак), популяризация (к примеру, обилие статей в интернете и подогрев интереса), расширение целевой аудитории и так далее.
По аналогии, детерминанты предложения применяются для того, чтобы скорректировать кривую предложения, при неизменном спросе. Примерами являются - изменение цен сырья (дешевле или дороже становится себестоимость), применение различных технологий (более строгие требования могут потребовать больше затрат, но более эффективные методы позволяют их снизить), изменение цен альтернативных товаров, общее изменение цен на рынке (стоимость денег становится иной) и так далее.
Послесловие
В данном материале, вы узнали что такое спрос и предложение, для чего применяется оценка эластичности, как могут использоваться кривые, а так же как все это взаимосвязано на базовом уровне.
Отдельно хотел бы добавить, что термины спрос и предложение чаще всего ассоциируются с чем-то простым и понятным, отчего возникает ощущение их малой значимости в экономике. Но, как вы успели заметить, это не совсем так, от них может достаточно сильно зависеть объем товарооборота, цены и применяемые механизмы.
Поэтому, чем бы не занимались и чтобы вы не планировали создать, анализ стоит начинать с этих базовых понятий, хотя бы в самом примитивном виде. Что-то вроде "посмотрел, много проектов" и "по цене и возможностям величина предложения может быть примерно такой".
Надеюсь, данная информация поможет вам в ваших начинаниях.
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.