Реверсивная психология: несколько моментов

Реверсивная психология: несколько моментов

Практически каждый сталкивался с реверсивной психологией. Это и детские вещи в стиле "говорить упрямому, что ему не делать, чтобы в результате он это сделал", так и более существенные. При чем это касается всех сфер жизни человека: личной, бизнеса и так далее. Поэтому в рамках данного обзора речь пойдет о нескольких моментах этого явления.

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Что такое реверсивная психология?

Реверсивная психология (обратная психология, психология от обратного, парадоксальная интервенция) - это термин, описывающий психологическое явление, при котором действия, побуждающие к одному результату или реакции, приводят к противоположному.

Например, если ребенку запрещать лопать вкусняшки, то он с большой долей вероятности будет втихаря это делать. Если женщина будет часто орать на своего мужчину, то это лишь приведет к увеличению объекта спора. Если человека торопить, то он может наоборот замедлиться (как эффект "возмущения").

Справедливости ради, отмечу, что бывает по разному, но все же.

 

Нужно быть аккуратным с реверсивной психологией

Чаще всего реверсивная психология апеллирует к эмоциональной стороне человека. А это означает, что когда эмоциональный фон человека стабилизируется, то "сложить А и Б" будет не так уж и трудно. Подобные вещи быстро приводят к снижению доверия, уважения и серьезного отношения.

Конечно, обратная психология может применяться в качестве шуток, но для этого требуется наличие либо чувства юмора, либо близких отношений. Так, незнакомый человек легко может воспринять эти действия как нападки в свою сторону и сформировать соответствующее мнение.

Если же говорить о бизнесе, то тут речь о лояльности клиентов. Во-первых, обратная психология это "как бы" не очень хорошая моральная сторона дела. Во-вторых, это быстрый рост и быстрое снижение оборота.

К примеру, человека "уломали на эмоциях" приемами в стиле "по вам видно, что вы не можете себе это позволить, поэтому посмотрим что подешевле", провоцирующими клиента доказать обратное и, соответственно, купить дорогое.

Как такой человек поступит в будущем? Пойдет к конкуренту и расскажет о неудачном опыте по сарафану. Ничего сверхнеожиданного.

Утрируя, единичная продажа, которая принесет вам, скажем, 1000 рублей за более дорогой товар, обойдется отсутствием стабильных 200-500 рублей в месяц, что уже через 2-5 месяцев окажется упущенной выгодой.

Так же советую ознакомиться с обзорами что такое продажачто такое альтернативные издержки и типичные ошибки в бизнесе.

 

Обратная психология может возникать случайным образом

Реверсивная психология может возникать, например, в моменты, когда один из собеседников либо с высоким эмоциональным фоном, либо придерживается иных взглядов.

И не то, чтобы обязательно человек, который что-то говорит, 100% пытается "как-то воздействовать", просто, в зависимости от стиля изложения и контекста ситуации, одни и те же фразы могут восприниматься совершенно по разному.

Утрированный пример для понимания. Допустим, Коля дружит с Петей-юмористом и с Кешей-бруталом. Как не сложно догадаться, реакция на фразу Коли "ну ты и цыпленок" у его друзей будет разной. Петя посмеется или пошутит в ответ, а вот Кеша может отреагировать на фразу, как на "вызов" его стилю жизнь и прочему.

Поэтому, как говорится, "мухи отдельно, котлеты отдельно".

 

Логика и хладнокровие не всегда полезны

Прежде всего советую читателю ознакомиться с обзорами о нюансах логического мышления и как стать хладнокровным. Как минимум в первом из них читатель узнает о том, что многое еще зависит от знаний.

Как говорится, нет ничего лучше примеров, поэтому вместо тысячи слов гипотетическая ситуация. Допустим, отношение к желтым ценникам. Многие люди ни один раз сталкивались с различными уловками и хитростями в магазинах или, по крайней мере, им об этом прожужжали все уши. Поэтому опыт (свой или чужой) подсказывает им, что такие товары необходимо обходить стороной, желательно за километры и т.п.

Однако, в реальности существует немало ситуаций, когда на желтых ценниках нет "скрытой стоимости", товары не просрочены, у них нет дефектов и прочего.

В частности, бывает так, что необходимо освободить полку под другие товары, поэтому выгоднее быстрее продать текущий товар, чтобы раньше поставить более актуальный. Если же это сезонный товар, то порой скидки возникают из-за того, что его хранение это высокие издержки. В некоторых случаях акции обозначены просто "хорошим настроением". В иных ситуациях это разовый товар для тестирования общего интереса и снижение цены обосновано низким спросом, а не качеством.

Еще может быть, что цена снижена для привлечения интереса у потребителей. В чем соль? В таких случаях обычно общий чек формируется из множества товаров. Поэтому товар с желтым ценником может быть действительно качественным (в противовес "обходить стороной"). Доход же возникает с того факта, что в вашей корзине лежат десятки других. Соответственно, абстрактно, если брать только товар с желтым ценником, то в такой ситуации вы действительно можете сэкономить.

Но, напоминаю, что одно другого не заменяет. У товара может истекать срок годности, у него могут быть дефекты и так далее.

Иными словами, стоит понимать, что логика и хладнокровие могут быть полезными, но они не заменяют других вещей, таких как дополнительная информация, тесты ("покрутить-повертеть в руках"), отсутствие лени и прочее.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.