Концепция: что это, чем отличается от концепта, почему важна

Концепция

Нередко к слову "концепция" относятся как к чему-то пафосному и отдающему официальностью. И так действительно может быть. Однако, в реальности концепция подразумевает существенно больше смысла и может быть полезна во многих ситуациях.

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Концепция это

Концепция (conceptio - система понимания) - это комплекс взглядов, подходов, трактовок, пониманий, образующих единую систему; основной принцип действия; основополагающая идея.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, Коля хочет создать свой бизнес. С одной стороны, существует немало дел, которые создавались только для цели "получить доход". И некоторые из них переросли во что-то действительно большое. Однако, такие телодвижения зачастую напоминает льющуюся воду через скалы. Может вода попадет в ручей, может она разлетится брызгами, может вольется в болото, может станет стоячей водой и так далее.

Иными словами, вопрос "что и как внутри бизнеса будет меняться" ничем не корректируется. А это, по сути, аналогично броску монетки. Утрируя, было место для помощи людям, а стало финансовой пирамидой.

С другой стороны, если Коля задумается о концепции заранее, то это, хоть и не гарантирует успешность бизнеса, но зато не дает последнему уплыть вместо северного полюса к южному. Например, если концепция подразумевает эффективное решение задач клиентов для формирование адекватной лояльности (и это не только слова), то вряд ли Коля будет заранее советовать товары, которые не могут удовлетворить потребности "без напильника". Вплоть до рекомендации обратиться к конкурентам.

Подобное легко осуществить при обилии продаж и заказов, но сложно в моменты простоя или недостатка. Однако, плюс тут в том, что для клиента сие поведение будет формировать соответствующее отношение, а это как минимум сарафанное радио, лояльность и репутация. Утрируя, если человек знает, что в определенном месте ему не хотят "втюхать", то может сегодня у него нет соответствующих потребностей, но зато завтра, когда они у него появятся, то он не пройдет мимо.

Раз уж зашла речь, то рекомендую дополнительно ознакомиться с обзорами про бизнес: как должно быть и как происходит в реальности и типичные ошибки в бизнесе.

Так же стоит понимать, что концепции бывают разных уровней. Это могут быть как глобальные идеи, так и детализированные представления для решения небольших проблем.

 

Чем отличается концепция от концепта?

Хоть слово концепт и похоже на слово концепция, оно все же несет немного иной смысл. Концепт (conceptus - понятие) - это содержание понятия; смысловая наполненность; нечто конкретное, предметное.

Например, концепт-товар представляет собой демонстрационный экземпляр, который может не быть полностью отшлифованным (иными словами, с проблемами и ошибками), но дает достаточно полноценное понимание реальной задумки. Еще пример, концепт-проект чаще всего представляется в виде эскизов, макетов и тому подобного.

Концепция же подразумевает больше смысловую нагрузку и теоретическую часть.

 

Почему концепция важна?

Что дает концепция?

Отчасти, об этом уже шла речь в примере про создание бизнеса, но рассмотрим вопрос чуть более шире. Что дает концепция? По сути, систему ориентиров. При чем это касается как чего-то маленького, так и большого.

Вот, например, нужно организовать мероприятие. Если упрощать и не касаться тонкостей, то оно состоит из нескольких частей: место проведения, само действие и метод коммуникации (как минимум распространение информации о мероприятии). Допустим, само действие уже подготовлено - два-три человека, которые будут о чем-то рассказывать (демонстрировать, плясать, петь и т.п.). Аналогично считаем, что с местом проведения и методами коммуникации нет проблем.

Казалось бы, мероприятие должно пройти без сучка и задоринки. Но, так в жизни редко бывает (разве, что у человека в запасе опыт или же это типовое событие).

Соответственно, рассмотрим ряд вопросов с заковыркой:

1. Сломалось одно из кресел, существуют два других. Одно дальше от выступающих, но свободно. Другое ближе, но человек, который должен быть в этом кресле, может придет, а может и нет. Как поступить?

2. Человек из зала задал некорректный или неудобный вопрос, который задел выступающего. Как поступить с человеком и ситуацией?

3. Пришло больше людей, чем планировалось. Как поступить?

4. У двух и более людей оказалось одно и тоже место. Как поступить?

5. В зал вбежал человек, крикнул "кавабанга" и убежал. Как поступить?

6. Один из людей встал и пошел на сцену без приглашения. Как поступить?

7. Человек из зала стал пускать бумажные самолетики или иным образом отвлекать других. Как поступить?

На самом деле, у каждого из этих вопросов (какими бы они не были) существует множество ответов, даже без учета контекста мероприятия (если усреднять и не рассматривать крайние случаи). Однако, не сложно заметить, что если исходно не было никакой концепции (хотя бы в базовом виде - в стиле "это для детей, поэтому мирно, весело и задорно"), то ситуации могут развиваться случайным образом. Например, если подразумевается официальность и серьезность, то предпочтительные решения будут одни. А если позитив и открытость, то иные. Без ориентира же, будут случайными.

Примечание: Для понимания, серьезные и сложные мероприятия могут подразумевать позитив и открытость, верно и обратное. Как говорится, тема и атмосфера это не всегда взаимосвязанные вещи.

Так же, справедливости ради, отмечу, что в случае "малого" нередко чуть больше вариантов, так как существует гибкость (грубо говоря, найти другое место для 10 человек не тоже самое, что найти место для 1000), поэтому концепция далеко не всегда ощутима, однако по мере роста (увеличения) ее влияние становится заметным. Утрируя, это как с неуклюжестью, по мелочи это "мило, весело и забавно", но к чему-то, требующему аккуратности, и близко не подпустят.

Об отношении к концепции

Необходимо понимать, что концепция не является истиной воплоти. Вполне нормальное явление, когда в ходе реализации плана, сформированного исходя из концепции, становится понятно, что последняя слишком фантастическая или неосуществимая. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы концепция подвергалась пересмотрению. Например, сайты только для опытных (в стиле "форумы только для крутого сео", где "вопросы начинающих" удаляются по умолчанию), со временем могут ориентироваться на больший круг людей. Как минимум создать область сайта для опытных и область для неопытных, чтобы им не приходилось без надобности пересекаться и это не приводило к конфликтам (что это и как справляться?).

Тем не менее, далеко не каждая часть концепции должна и может подвергаться пересмотру (в некоторых случаях, так вообще концепция в целом). Утрируя, когда от "для людей" доходят до "для денег", тогда проект становится "еще одним", даже если там предоставляются уникальные услуги или товары (просто со временем появятся конкуренты с теми же или схожими возможностями, но более удобной ценой). Банально потому, что цель "деньги" однообразна, с какой стороны на нее не посмотри.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, Коля хочет создать веб-сайт, где люди могли бы решить вопрос ремонта вещей. Если подразумевать только деньги, то взаимоотношения между участниками будут осуществляться только с помощью финансового подхода "дал денег - отремонтировали". Не сложно догадаться, что единственная привлекательность такого ресурса будет только в дешевизне или качестве, но таких ресурсов не так уж и мало.

Однако, если концепция будет подразумевать решение проблемы ремонта старых вещей без фокусировки только на финансовой стороне, то у ресурса появится масса возможностей, таких как бартер, альтруизм, желание начинающих набраться опыта (в стиле "отремонтировал за максимум вкусняшку, но зато приобрел практический опыт, а у клиента с определенной вероятностью отремонтированная вещь") и тому подобное. Не сложно догадаться, что такой сайт будет выделяться, по сравнению с первым вариантом (при прочих равных). Не говоря уже о примерах с моральной подоплекой.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.