Провокация: что это, какие бывают, как определить и противостоять

Провокация

Каждому человеку приходится сталкиваться с провокациями, что в бизнесе, что в личной жизни. С одними он справляется, с другими нет. Одни проходят незаметно, другие же приводят к неприятным последствиям. Как бы то ни было, важно одно - они бывают и нужно знать как их распознать и что с ними делать. Поэтому в рамках данного обзора рассмотрим этот вопрос подробно.

Прочитать Дисклеймер

Провокация это

Провокация - это единичное действие или ряд действий, направленных на то, чтобы другая сторона(ы) совершила ответное действие(я) или предпочла бездействовать, что, как результат, принесет определенные выгоды инициатору. К сожалению, чаще всего выгода предусматривается только для инициатора, остальные же стороны ощущают негативный эффект.

Гипотетический пример для понимания.  Допустим, те же хейтеры. Их агрессия обычно подразумевает жажду провала отвечающей стороны (что объект издевательств поддастся эмоциям и будет творить "всякое эдакое"). Это может быть как испорченное настроение, так и нечто более неприятное в виде "скандал - вот этот ... выругался ... назвал этих ... как он мог?! теперь, все дружно ненавидим ...".

Если же приводить абстрактный пример про бизнес, то вот один из нередких. Допустим, конкуренту "сливают" некий "важный" инсайд и он начинает тратить деньги, время и силы на то, что в реальности является бессмысленным или ненужным (в рамках текущих условий). В стиле "я тут слышал, что ... собирается сделать ..., смотрел опросы и статистику, там такие бешенные цифры ... и поэтому он переманит всех твоих клиентов ... поэтому нужно уже бежать и делать ..." или "ты что?! в нынешнее время у каждого должен быть свой сайт и не ниже уровня супер крутого портала".

Кстати, так же советую ознакомиться с обзором типичные ошибки в бизнесе.

Если приводить пример про инвестиции, то неплохой демонстрацией являются финансовые пирамиды. Их основная цель побудить людей принести свои деньги в "черную дыру" и добиваются они этого разными методами, включая и провокацию в стиле "какой ты отсталый, а мог бы стоко денег... вон у этого уже ... а ты тут как тухлая рыба". 

Справедливости ради, стоит отметить, что выгода бывает обоюдная. Утрируя, когда стесняющегося мальчика берут "на слабо", он перебарывает свой страх и добивается ранее недостижимой цели (или хотя бы справляется со страхом). Хотя и тут своих нюансов хватает, но это тема отдельного обзора.

 

Какие бывают провокации?

Явные провокации

Как не сложно догадаться. явные провокации подразумевают, что инициатор действует относительно открыто. Злость, агрессия, хамство, унижение, оскорбления, лесть, уговоры, соблазн и многое иное. Например, знакомо каждому - "хорошие дети не ...". В такой ситуации, если ты чего-то не делаешь, то "как бы" автоматически становишься "плохим" (по сути, зависимость от чужого мнения), хотя это и не так.

Основные особенности явных провокаций в том, что они редко подразумевают многоходовки (хотя и такое бывает), в том, что обычно инициатор виден, и том, что, как правило, подразумеваются шаблонные методы. Например, тролли действуют по шаблону "зацепить стандартными наборами фраз и приемов, чтобы человек разозлился и начал вести себя агрессивно или же наоборот расстроился".

Неявные провокации

Может казаться, что неявные провокации не подразумевают прямого контакта с манипулятором или иные признаки явных провокаций, но это не так. Дело в том, что их основное отличие в сложности определения целей и методов (в пользу неявных).

Гипотетический пример для понимания. Допустим, Васе уже под сорок лет и он не женат. Его знакомые фанатеют от мысли, что Вася женится. Если они открыто будут ему об этом говорить и всячески подталкивать, то это будут явные провокации, так как они заметны.

Но, если же действия будут совершенно иными, то заметить подобное будет сложнее. К примеру, ненавящивые рассказы о плюсах, случайно оставленные детские игрушки, редкие просьбы в стиле "ешкин кот, приехала знакомая моей жены, не мог бы составить компанию, а то они там будут о своем щебетать, а мне в окно уже надоело смотреть" и тому подобное. Суть таких действий в том, что такие вещи действительно случаются (разве о хорошем не говорят? или же вещи не могут быть оставлены случайно?) и что скомпоновать их в единую цепочку это время и размышления.

Абстрактный пример про инвестиции. Допустим, существует некий финансовый инструмент. Инициаторам известно, что через некоторое время произойдет скам (в плане обвала цены из-за недостатка денег или "нежелания их отдавать" или еще чего), ну или просто резкое снижение стоимости. Остальные же об этом не знают.

В такой ситуации инициатор может произвести впечатление тем, что будет постепенно повышать цену бумаг с помощью других лиц, которые будут постепенно их скупать. Потом "как бы ненавящего" распространяется информация о том, что "смари какие крутые бумаги и устойчиво растут в цене".

Соответственно, люди начнут уже сами их приобретать и тем самым поддерживать рост стоимости. В этот момент, например, инициатор и его знакомые продают свои бумаги по возросшей цене. О дальнейшем несложно догадаться - скам, потеря денег, плач, томный взгляд и прочее.

Известные частые приемы

1. "Ой, я не знаю, не умею". Суть в том, что человек демонстративно действует так, как будто он действительно не может решить задачу (плохо моет посуду, медленно и рандомно щелкает мышкой, говорит глупости и т.п.), а остальные, видя сие действие, не выдерживают и начинают сами действовать в стиле "ой, отойди, я сам сделаю, а то так часами придется ждать". Как результат, за человека делают его задачи, хотя он и сам мог бы прекрасно справиться.

Так же встречаются различные вариации, но суть у них одна и та же - "ой, я не знаю, не умею, подсоби, а?".

2. Стыд. Если поставить человека в неловкое положение, то его стремление к исправлению ситуации может дать определенные рычаги манипулятору. Утрируя, девочка доводит мальчика, он выругался, девочка демонстративно плачет, мальчик теперь не только должен ее успокаивать, но еще и торт.

3. Конфликт. Суть стара как мир: любой конфликт это эмоции и напряженность. В такие моменты, например, можно сказать лишнего или задеть чьи-то чувства.

4. Сомнения. Основная задача сформировать сомнения в чем-либо. Так, в случае с опытом и знаниями, можно рассказать нечто абсурдное и окружающие люди могут начать "рассказывать, рассказывать, рассказывать" (например, доказывать обратное). В случае с гордостью, человек может сделать больше, чем требовалось, только лишь потому, что ему важно доказать компетентность (чем, кстати, нередко пользуются ушлые клиенты). Плюс знакомые многие вещи вида "нее, ты не сможешь ....". 

5. Соблазн. Простыми словами, это марковка перед осликом. Например, провокация в стиле "красивая девушка клеится к мужчине для того, чтобы в последующем разрушить его брак" или же "сделаешь ..., будет много денег".

6. Угрозы и скандалы. От примитивных вещей "если ты не ..., то я уйду или еще чего", до более сложных.

 

Как определить, что вас провоцируют?

Что такое провокация? Это чьи-то действия. Поэтому важно обращать внимание на то, что происходит вокруг вас. К вам пришел старый знакомый и советует что-то рисковое, например, вложиться в пирамиду? Не обязательно, что знакомый пытается вас обмануть, вполне возможно, что его самого обманули, о чем он не знает. Поэтому не поленитесь разобраться в сути вопроса.

Стали замечать дискомфорт в чем-то? Проанализируйте что изменилось и с чем это было связано. Стали накапливаться странные детали, которых раньше не было? Поразмышляйте об их возможных взаимосвязях. Вас почему-то очень сильно хвалят? Подумайте над тем, насколько это соответствует реальности. Странные люди стали проявлять к вам интерес? Прикиньте, что им может быть от вас нужно. Стали происходить нехарактерные или необычные события? Не стоит откладывать эту информацию в сторону.

При этом не стесняйтесь узнавать дополнительную информацию, задавать вопросы, уточнять детали. Ведь, чтобы определить провокацию нужен либо опыт, либо достаточное количество данных. Ну, и, как уже упоминалось, внимательность.

 

Как противостоять провокациям?

1. Поднимите самооценку. Достаточно часто провокация апеллирует к недостаткам самооценки. При чем как в случае заниженной, так и завышенной. Поэтому прежде всего стоит заняться ее адекватностью.

2. Игнорируйте. Многие простые и даже сложные методы ориентированы на то, что объект провокации будет осуществлять определенные действия. Банальный пример, если игнорировать троллей, то им обычно становится скучно и они выбирают других в качестве целей. Однако, это и не означает, что подобную информацию не нужно учитывать. Например, если вы знаете, что некий человек периодически пытается вас спровоцировать, то сам факт "как бы" говорит о том, что с такой личностью нужно быть крайне бдительным.

3. Думайте своей головой. Звучит банально, но это действительно важно - думать своей головой. Например, если у вас возникают сомнения, то значит они у вас возникают и чья-то непоколебимая уверенность не должна являться 100% аргументом. Утрированно, сколько историй начиналось со слов "там будет весело" считать не пересчитать.

4. Научитесь говорить НЕТ. Часть методов строится на том факте, что людям сложно отказывать (при чем, чем больше человек втянут, тем это сделать сложнее). Тот же утрированный пример с "хорошие мальчики не ...". Поэтому немаловажно уметь говорить НЕТ и желательно в любой момент времени. Например, если вы обсуждаете с клиентом некий проект, то нужно быть готовым отказаться от него даже после месяцев переговоров.

5. Научитесь отвечать на некорректные или неудобные вопросы. У каждого человека существуют темы, которые для него являются неловкими или неприятными. И это вполне нормальное явление. Но, совершенно другое дело как человек справляется с ситуациями, когда эти темы поднимаются. Например, немало искусственных конфликтов формируются по шаблону "узнал неприятные темы - начал по этому поводу закидывать около невинными вопросами (давить) - дестабилизировал цель - довел до скандала".

6. Учитесь контролировать свои эмоции. Например, злость и раздражение. Чаще всего их результатом являются "лишние" слова или действия. Поэтому нужно учится контролировать свои эмоции. Как говорится, поорать в подушку можно и дома.

7. Научитесь вести себя в конфликтных ситуациях. Большая часть провокационных методов, связанных с негативом, прибегают к созданию конфликтных и около конфликтных ситуаций. Поэтому запас действий для этих случаев лишним не будет, не говоря уже о том, что умение создавать полезное из ссор всегда может пригодится.

8. Различайте конструктивную и деструктивную критику. Нередко бывает так, что адекватную критику путают с попыткой обидеть или задеть собеседника. Из-за чего может возникнуть ссора на пустом месте. Поэтому стоит научиться различать критику и тому, как с ней быть и какую пользу она может приносить.

9. Учитесь отвечать на оскорбление и хамство. К сожалению, далеко не всегда можно игнорировать нападки других людей. Поэтому понимание того, как стоит быть в таких ситуациях, лишним не будет.

10. Креативность. Провокация это, в том или ином смысле, определенный план действий или шагов. Поэтому самое неприятное для манипуляторов это неординарность действий. Утрированный пример про "ой, я не знаю, я не умею". Если в момент, когда инициатор начнет притворятся "незнайкой на луне", начать строить из себя персонажа не хуже или же смешивать адекватные действия с неадекватными, то такое может выдержать не каждый.

11. Позитивное мышление. В дополнение к креативности будет крайне не лишним уметь превращать негатив в позитив или же хотя бы использовать возникающие ситуации с пользой. Утрированный пример про романтику. Если вас настойчиво пытаются свести с подружками, то всегда можно попробовать чудить и наслаждаться реакцией. Допустим, позвали на званный ужин, пришли в шортах и майке в стиле "всегда было интересно, а действительно ли народ обращает на это внимание".

12. Интуиция. Провокации бывают разными. При чем порой настолько сложными и разрозненными, что чисто физически собрать необходимую информацию или же как-то увидеть взаимосвязь событий непросто. Это уже не говоря о том, что человек это не компьютер и он не всегда одинаково активен. В таких вот ситуациях и выручает интуиция. Чувствуете неладное - собрались - выровняли эмоциональный фон - стали более бдительными и аккуратными - проанализировали ситуацию - начали действовать/наблюдать/и т.п.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.