Конструктивная и деструктивная критика

Конструктивная и деструктивная критика

Человек свободен выражать свое мнение, по крайней мере так считается. Поэтому критика это неотъемлемый процесс жизни. И чем больше известны вы или ваши дела, тем с большим ее количеством вы столкнетесь. Так что, как минимум, необходимо уметь правильно обращаться с поступившими тезисами в вашу сторону.

Кроме того, хоть критика обычно и разделяется всего на два вида, все же ее цели и последствия очень сильно отличаются друг от друга. Об этом всём и пойдет речь далее.

Прочитать Дисклеймер

Деструктивная критика что это?

Деструктивная критика - это выраженное мнение, цель которого либо в избавлении накопившихся эмоций у человека, озвучившего данное мнение, либо в некой корысти. То есть важно понимать, что подобного рода критика не всегда происходит с осознанными целями (обида, зависть, провокация и прочее). У человека мог выдастся весьма неудачный день и просто все накопилось внутри, а затем его что-то задело и все, как говорится, вылилось. Стоит признать, что некоторые люди все же находят в себе силы признать подобные ошибки и как-то загладить свое поведение.

Однако, важно тут то, что такая критика вовсе не несет в себе исходной положительной мотивации, такой как помочь человеку или его делу. Хотя стоит признать, что некоторые неумелые манипуляторы, в порыве желания вызвать у вас агрессию (то есть спровоцировать), сами того не понимая, рассказывают вам о чем-то важном. К примеру, косвенно ссылаются на какую-то ошибку, не осознавая ее значимости.

Так что в ряде ситуаций из деструктивной критики можно извлечь хоть какую-то пользу. Кроме того, если вы подвергаетесь частой критике, то это весьма хороший сигнал того, что вы затрагиваете какие-то важные темы или занимаетесь чем-то действительно полезным.

Это не говоря уже о том, что у деструктивной критики есть серьезные минусы, которые нередко позволяют разворачивать темы разговора в любые стороны. Но, это уже, как говориться, методы, требующие весьма длинного описания, а не пары строк в абзаце.

 

Конструктивная критика что это?

Конструктивная критика - это выраженное мнение, цель которого способствовать вам или вашему делу. То есть исходно, такое мнение может быть весьма полезным. Например, когда человек объясняет вам ваши ошибки, а так же предлагает различные варианты решения.

Основными отличительными свойствами данного вида критики являются:

1. Конкретика, аргументы, факты. То есть отсутствие расплывчатых выражений вида "ну как-то оно все плохо", "это не концептуально" и прочие.

2. Объективность. То есть критика отражает только мнение человека, а не представляет собой истину во плоти.

3. Предлагаются варианты решений. То есть человек делится с вами его знаниями и опытом.

Стоит понимать, что чего-то может и не быть. Например, вам сразу рассказывают про какое-то решение, даже не указывая на основной источник проблем.

К сожалению, выражать свое мнение корректно, а так же уметь его воспринимать, это то, чему людям обычно приходится учится на собственном жизненном опыте. Поэтому нередко конструктив смешивается с криками, лишней информацией, переходом на личности, выражением вселенской скорби и прочими вещами.

Так что я перехожу, к следующему разделу.

 

Как реагировать на критику - советы начинающим

Прежде, чем рассказывать советы как реагировать на критику, всегда помните, что, в негативной или положительной форме составленное, но это чужое мнение (и только лишь мнение).

Отделяйте критику от собственного мироощущения

Практически в каждом деле есть десятки и сотни методов, как сделать одно и тоже. И у каждого из них есть свои плюсы и минусы. А если вы и вовсе только начинаете чем-то заниматься, то поводов для критики еще больше. Поэтому всегда помните, что критика может содержать полезную информацию, но никак не должна влиять на ваше собственное мироощущение.

Например, если у вас что-то не получилось, то это не повод винить в этом себя. Это лишь хорошее подспорье, чтобы задуматься о том, что может вы что-то не так сделали (и учесть это, а не ставить в вину) или может используемый подход не самый лучший (и стоит посмотреть существующие). Тут важно понимать, что навыки и опыт это время и силы.

Эмоции и критика это плохое сочетания

Эмоции хороши там, где они хороши. В романтике, в развлечениях, в театре и прочих местах. Критика же должна сводится, как минимум, к аргументам и конкретике. Поэтому, если вас интересует именно полезная информация, то необходимо полностью отфильтровывать все эмоции и извлекать суть. Например, как вариант, исходную критику всегда можно перефразировать и свести к этой самой сути. И уже рассматривать и оценивать полученную выжимку.

Тем не менее, это не означает, что вы должны пропускать такие подходы сквозь пальцы (в каких-то случаях это имеет смысл, а в каких-то нет). Просто когда речь заходит о критике, то там эмоциям нет места (разве что шутки, для снятия негатива от обнаруженных проблем). 

Не старайтесь быстро ответить на критику, если этого не умеете

Помните, что если вы мало встречались с критикой и нет соответствующего опыта, то быстрые решения могут свести на нет даже конструктивную критику. Поэтому первое время, старайтесь выделить себе перерыв, чтобы остыть от эмоций. 

Кроме того, ответ на критику так же должен быть адекватным (особенно, если критика конструктивная). А такие ответы, особенно на первых этапах, составляются не очень быстро. Поэтому время никогда не помешает, даже если критика происходит в устном варианте.

В последнем случае, шанс перевести критику в открытый или закрытый конфликт - не лучшая мысль. Кроме того, вы всегда можете заверить собеседника, что вам нужно время для аргументированного ответа. Это, как минимум, отразит то, что вы отнеслись к его словам серьезно, а не пропустили мимо ушей. Адекватные люди посчитают это весьма нормальным.

Учитывайте объем критики

Если люди вам твердят одно и то же или вы часто сталкиваетесь с деструктивной критикой, то это так же полезная информация. Помните, что в первом случае это совершенно не означает, что такие люди правы (многие предметы обихода это результат противостояния подобной критике в стиле "кому нужно авто, если есть повозки"), а во втором что слишком много негатива это лишний повод задуматься (может кто-то слухи распускает, а может и еще чего).

В любом случае, количество критики, как минимум, должно быть соразмерным. Если вы или ваше дело знамениты, то большие объемы вполне понятны. Если же речь идет о чем-то более простом, то большим объемам просто неоткуда взяться. А значит кто-то проявляет нездоровый интерес и привлекает к этому прочих людей (в той или иной форме).

 

Послесловие

Конечно, критика это не самое приятное, с чем можно столкнуться в жизни. И, к сожалению, деструктивная критика встречается существенно чаще, чем конструктивная. А последняя еще может подаваться весьма специфическим образом (с криками, топаньем ножками и прочими вещами). Но, это жизнь и это мнения людей.

Однако, можно просто сидеть, укрывшись в плед, а можно как-то с этим справляться. Так, освоив хотя бы описанные советы, вы снизите, как минимум, свою эмоциональную нагрузку, а так же научитесь извлекать пользу из подобных ситуаций.

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.