Человек так устроен, что его поведение, мышление и действия могут зависеть от обстоятельств. И как минимум эта разница проявляется в том, что когда человек в толпе, то он действует как и толпа, а когда человек один или в небольшой хорошо знакомой ему группе людей, то он действует так как он хочет, если не существует иных препятствий. Например, стеснения, желания казаться всем хорошим и так далее.
Как бы то ни было, психологию толпы часто представляют только в негативном цвете. И приводимые аргументы достаточно весомы, с чем сложно поспорить. Однако не все так просто в этом мире. Но обо всем по порядку.
Представьте, что вы идете по улице. Вокруг поют птички. Ездят машины. Недалеко расположены разные магазинчики. Люди неспешно или спешно передвигают ножками. В общем, обычная такая прогулка.
Вы доходите до парка и видите толпу людей. Вам становится интересно, а чем же они там таким занимаются, и вы входите внутрь толпы. Однако, по какой-то неведомой вам причине, вдруг все вокруг начинают бежать в разные стороны.
Какая будет первая реакция? Если не строить из себя рэмбо, то вполне адекватной реакцией, хоть и психологически обоснованной поведением толпы, будет аналогичное действие, т.е. бежать подальше. И, лишь спустя время, вы начнете задумываться о том, а зачем вы, собственно, бежите-то?
И если это был какой-то непонятный флешмоб (своего вида розыгрыш), то через некоторое время вы можете увидеть себя где-то в ютубчике в разделе "Юмор" в стиле "Ха-ха-ха, какие же они глупые".
Только теперь давайте включим голову.
А что если в центре толпы или недалеко от нее произошло что-то негативное? А что если это могло быть чем-то опасным для вас? В таком случае попытка узнать из-за чего все бегут уменьшит ваши шансы избежать этого негативного. Абстрактно, прибежала стая собак и начала пытаться всех покусать, все разбежались, а вы продолжаете стоять и кричать в сторону ближайших людей "в поиске истины". Угадайте, кто с немалой вероятностью может стать целью этих собак?
Еще гипотетический пример. Вы приходите в магазин и видите, что толпа активно скупает печенюшки. Прямо таки сметают с полок. С одной стороны, "мы же все умные" и поэтому в голове крутится мысль "опять эта глупая толпень". С другой стороны, если вы любитель печенюшек, то попытка быстро ухватить себе пару пачек (а не коробок или мешков) может быть достаточно грамотной и вполне себе адекватной.
Почему? Просто потому, что если вы этого не сделаете, то если наблюдаются перебои с поставками печенюшек, то существует вполне ненулевой риск, что в последующем свои любимые лакомства вам придется ждать днями, неделями, месяцами (утрированно, конечно, но все же). Или же вы знаете логистику магазина и как дела у поставщиков?
Кроме того, бешенный спрос может влиять на цены. Грубо говоря, цены резко подскочат, потом, конечно, они могут постепенно вернуться к адекватным, но все же. Скажем, печенюшки стоили 100 рублей, после толпы их цена подскочила до 200 рублей, а потом постепенно снизилась до 150 рублей.
Для простоты считаем, что вы посетили магазин как раз в эти три цены и что обычно вы покупаете по 1 пачке за раз. Если бы вы купили 2 пачки печенек по 100 рублей, то печенюшки по 200 рублей вам не нужно было бы приобретать и суммарно вы бы потратили 350 рублей (2 * 100 + 150). А если бы вы приобретали печенюшки по 1 пачке, то сумма была бы 450 рублей (100 + 200 + 150). Т.е. вы бы потратили на 100 рублей больше или в среднем чуть больше, чем на полпачки печенюшек (если брать последнюю цену).
В угоду "психология толпы это плохо", приобрести коробку со 100 пачками и не съесть и половины печенюшек, а остальное выкинуть, вот это не самое разумное действие.
Иными словами, в гипотетическом примере если проявлять разумность, то действия толпы могут быть вам же самим полезны. Видите, что все активно скупают какой-то товар и если вы им пользуетесь, то может быть полезно взять с небольшим запасом (если позволяет срок годности). Но, опять же, речь идет только о простых товарах. Грубо говоря, если все побежали скупать что-то жутко дорогое, то настоятельно советую включать голову.
И нет, это не попытка увеличить продажи (кстати, что это) магазинам. Чтобы не быть голословным, вот обзор Акции, скидки, распродажи: в чем подвох?
Сменим тематику. Еще один гипотетический пример. Допустим, старые добротные школьные вечеринки. Как это обычно происходило (хотя, бывает по-разному, но все же). Огромный зал. Первые пришедшие "ковыряются в стенке", косятся в сторону орущих динамиков и сильно стесняются начать "дрыгать телом". Потом появляются первые "стайки смелых". Они слегка отходят от стенок и начинают образовывать круг, где их глаза встречаются только с друг другом, поэтому легче побороть стеснение. Потом таких стаек становится много и в какой-то момент весь зал уже забит "дергающимися" людьми.
Не сложно догадаться, когда легче начинать танцевать, не так ли? Собственно, эффект толпы и помогает. Когда все "дрыгают ручками и ножками", то и вы можете без особых усилий начать "прыгать как орангутанг".
Как видите, не так все просто. Другое дело, что разумность, адекватность и рациональность должны присутствовать. Не просто же так психологию толпы выставляют в негативном цвете.
Так же вам может быть интересен обзор Говорят, что критическое мышление важно, так ли это?
И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.
Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.