Ретроспектива: что это, цели и задачи, важность в бизнесе

Ретроспектива

Стремиться только вперёд. Строить огромные планы. Это всё правильно и нужно. Но не зря про старцев столько разных историй, сказок и прочих художественных произведений. Нужно уметь время от времени оглянуться назад и проанализировать то, что происходило. Как вы наверно уже догадались, речь о таком термине как ретроспектива.

Но обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Ретроспектива это

Ретроспектива (retro - "обратно, назад" и spectare - "смотреть, созерцать") - это анализ или обзор прошлых событий и достижений, с целью извлечь полезную информацию, обнаружить связующие моменты (закономерности, логические цепочки) и т.д. Синонимом можно назвать фразу "взгляд в прошлое".

Например, в искусстве под ретроспективой подразумевают художественный приём, который позволяет увидеть развитие творчества.  Скажем, выставка произведений автора за длительный период времени.

Если же касаться истории (в плане науки), то ретроспективой может быть анализ ранее происходящих событий (их смысла, взаимосвязей и т.д.). Тут суть в том, что когда события происходят "вот прямо сейчас", то существенно сложнее быть объективным. А вот когда проходит время, то это легче сделать, так как меньше эмоций и больше фактов.

Если же касаться чего-то более бытового и приземлённого в плане применения ретроспективы, то, например, следующая ситуация. Допустим, Петя постоянно приходит к Коле и просит его что-то сделать. В принципе, в самой этой ситуации нет ничего плохого. Вопрос же всегда в контексте. И вот однажды Коля начинает кумекать и оценивать прошлое (собственно, ретроспектива). И вдруг обнаруживает, что Петя всегда что-то просит у Коли и Коля ему помогает, однако, когда ситуация обратная, то Петя, как говорится, "не особо-то торопится". Вероятно, читатель вспомнил пару историй из своей жизни.

Кстати, обзор в тему Как научиться говорить НЕТ?.

 

Цели и задачи ретроспективы

Вообще, ретроспектива может применяться для многого, но вот несколько основных целей и задач:

1. Анализ динамики. Самый простой и банальный пример. Скажем, вы решили заняться каким-то хобби. Вышивка, рисование, спорт, моделирование и т.д. Так же, каким бы странным это не казалось, ваша задача получить от этого действия радость и удовлетворение. Вполне нормальное явление, что первое время этого может не быть, так как нужно набираться опыта, могут возникать неприятные моменты и т.п. Но если, спустя достаточный промежуток времени, при ретроспективе оказывается, что вы так и не получаете радость и удовлетворение, то зачем заниматься таким хобби? Напомню, речь только о хобби для радости и удовлетворения.

2. Оценка эффективности и оптимизация. Попробуйте вспомнить как со временем менялся ваш набор вещей в отпуске. Первые поездки это чуть ли не горы чемоданов, но с каждой последующей вещей становится всё меньше и меньше. Потому что таскать чемоданы это не удобно и начинаешь задумываться, а была ли какая-то вещь вам действительно нужна (по сути, смотреть ретроспективу каждой вещи).

3. Создание чего-либо. Это больше к миру искусства относится, но всё же. Скажем, фильм, посвящённый ретроспективе творчества некоего автора, это тоже художественное произведение.

 

Почему ретроспектива важна в бизнесе?

Вообще, бизнес это про верх-низ, лево-право, прошлое-настоящее-будущее, поэтому ретроспектива это одна из его важных и неотъемлемых частей. Например, вполне обыденное действие это анализ продаж за месяц/год (ретроспектива в чистом виде). Иными словами, что лучше клиенты приобретают, а где нужно кумекать.

Даже обычный фрилансер время от времени занимается ретроспективой. В противном случае, много времени и сил будет уходить впустую. В частности, клиенты нередко разделяются по разным категориям и постепенно к каждой из этих категорий подбирается определённый наиболее оптимальный подход.

Банальный пример. Существуют клиенты, которые очень любят общаться. В самом это факте нет ничего плохого, но всё же. Не сложно догадаться, что время выполнения задачи с такими клиентами увеличивается. И приходится это учитывать. Где-то это влияет на цену. Где-то можно применять разные хитрости в стиле "подбирать такие моменты, когда у вас существует какая-то параллельная рутинная задача". Где-то переносить задачу, чтобы банально не возникла ситуация, когда вам нужно чем-то заняться, а клиент, как говорится, только вошёл в кураж.

Поэтому ещё раз повторюсь, ретроспектива это одна из важных частей бизнеса. И нужно смотреть не только в будущее, но и частенько заглядывать в прошлое.

Так же вам может быть интересен обзор Типичные ошибки в бизнесе.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.