Монопсония и Олигопсония: что это, особенности и отличия, плюсы и минусы

Монопсония

Нередко в интернете и досужих разговорах можно услышать про конкуренцию продавцов и как она влияет на рынок. Но так же полезно знать и про обратную ситуацию, когда рынок формируется вокруг одного или нескольких потребителей. Но обо всем по порядку.

Прочитать Дисклеймер

Монопсония и олигопсония

Монопсония - это ситуация в рынке, при которой существует один потребитель и множество продавцов. При этом, ложной монопсонией называют такую ситуацию, которая обусловлена уровнем цены или иными факторами, а не отсутствием спроса.

Олигопсония - это ситуация в рынке, при которой существует несколько потребителей и множество продавцов.

Причины возникновения подобного в экономике достаточно разнообразны. Это могут быть ограничения отрасли. Это может быть потребность, которая возникает только в определенных специфических условиях. Это может быть необходимость в аппаратуре, которую могут создать многие, но требуется она только одному или нескольким клиентам. И так далее.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, некий Вася единственный умеет делать статуи из больших камней. Сам добыть подобные камни он не может, так как не обладает соответствующей физической силой, но зато это могут делать многие люди (задача-то незатейливая). Поэтому, Вася скупает их везде, где только можно. Так и возникает монопсония.

 

Особенности и отличие монопсонии и олигопсонии

Как не сложно догадаться, монопсония подразумевает возможность манипулирования рынком в большей степени, чем если бы существовала конкуренция между клиентами. Тут, как при монополии, причина очевидна - найти альтернативу непросто. При этом, чем больше предложение и необходимость у продавцов сбыть товар, тем больше влияния.

Обычно, монопсония проявляется тем, что потребитель регулирует цену и формирует дополнительные специфические требования (необязательные в иных ситуациях). Как говорится, расчетливая женщина поднимает свою планку требований наличием табуна поклонников.

Однако, это не единственный важный аспект. Дело в том, что при монопсонии клиент может попросту разрушить рынок. Например, если условия запредельны, то продавцам будет проще подсчитать расходы и заняться чем-то иным. В такой ситуации, даже если появится более вменяемый потребитель, то рынок не возникнет чудесным образом за секунду. Или еще пример, если у потребителя более не возникнет потребность в товаре или услуге.

При олигопсонии клиентов больше, поэтому их степень влияния может быть ниже (если, конечно, они не объединяются, как это может происходить при образовании некой формы монополии из олигополии). Так же снижается риск полного разрушения рынка.

Тем не менее, как говорится, торговаться с миллионами потенциальных потребителей среди большой конкуренции это не тоже самое, что с несколькими. Как минимум, при конфликтах не возникает существенного перевеса.

 

Плюсы и минусы монопсонии

Плюсы монопсонии

1. Отсутствие ряда издержек. Так как потребитель один и он известен, то многие вещи, такие как привлечение и поиск клиентов попросту не нужны (конечно, несколько клиентов лучше, но массовый маркетинг скорей всего будет лишним). Например, даже если в силу каких-то причин потребовалась реклама, то она ориентирована на одного конкретного клиента, что порой означает существенно меньше издержек

Утрированный пример, дорогая коробка конфет и корзина фруктов обойдутся дешевле создания и полноценной длительной раскрутки сайта, если то и другое принесли всего одного клиента.

2. Качество товара. Во-первых, из-за конкуренции между продавцами, товар хорошо сделан (цена ценой, но клиент-то один). Во-вторых, товар решает индивидуальные потребности конкретного потребителя.

3. Сконцентрированность. Если целевая аудитория большая, то любому производителю приходится решать широкий спектр потребностей, а это значит распределение сил, времени и денег для каждой из них. В случае с монопсонией, такого не требуется, разве что продавец хочет увеличить ассортимент и привлечь клиентов из других рынков.

4. Клиентоориентированность. Когда клиент один, то это слово действительно значит то, что значит.

Минусы монопсонии

1. Зависимость рынка от одного клиента. Как уже говорилось, монопсония характеризуется тем, что рынок слишком сильно зависит от одного потребителя. Это может приводить к застою рынка, к резким колебаниям и ко многому иному.

2. Ценообразование. При конкуренции продавцов и клиентов, цена может колебаться и отражать реальную стоимость. А вот при монопсонии, цены могут быть занижены.

3. Возникновение специфических требований. Суть в том, что дополнительное и необязательное может стать нормой. Вряд ли это позитивно для экономики. Примеры подобного в обычной жизни может вспомнить каждый.

4. Фиксация характеристик товара. Если товар делается под одного клиента, то он начинает обладать характеристиками, необходимыми только одному клиенту. Это означает, что остальные возможные потребности никак не затрагиваются и не учитываются.

Гипотетический пример для понимания. Допустим, некий Вася делает варенье в огромных масштабах. Для этого ему нужно много ягод. Продавцы смекнули, что если ягоды предварительно давить, то они не оставляют пустых мест в герметичных пластиковых пакетах и плюс не нужно возить деревянные коробки. Это в свою очередь значит, что за один раз можно перевезти больше груза (для варенья внешний вид ягод не так уж важен). Соответственно, так они и делали в течение длительного времени (учтите, что это только абстрактный пример!!! кулинария может подразумевать определенные условия и рецепты!!!).

А теперь, представьте, что появился клиент Петя, которому нужно много ягод для украшения тортов. С чем он столкнется? В теории, существует большой рынок. В реальности, продавцы привозят желеобразное сырье для варенья, а не ягоды. Если бы не было монопсонии, то подобная проблема вряд ли бы возникла.

И, как обычно, помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.