Самопрезентация: что это, виды, важные моменты, структура и примеры

Самопрезентация

У любого человека периодически возникает необходимость в том, чтобы презентовать себя и свои возможности, будь то это дело, например, предложение услуг клиенту, или даже романтика, например, заинтересовать и заинтриговать даму или кавалера.

Поэтому далее рассмотрим этот вопрос более подробно.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Самопрезентация это

Самопрезентация - это демонстрация человеком своих возможностей или его представления о самом себе другим людям. Или простыми словами презентация самого себя.

Необходимость в данном действий можно встретить практически в любой сфере жизни человека. Вам понравилась девушка или парень? Тогда вы стараетесь выстроить свои действия таким образом, чтобы этот человек отнесся к вам, как объекту вожделения. Вы фрилансер и вам необходимо заинтересовать клиента? Тогда вы описываете свои возможности, демонстрируете ваши лучшие результаты и тому подобное.

Иными словами, стараетесь создать положительное впечатление о себе. Однако, для более полноценного понимания, стоит учитывать, что самопрезентация может подразумевать и обратный подход, когда вы специально создаете нейтральный или негативный образ. Например, если вам необходимо, чтобы клиент самостоятельно отказался от заказа с мыслями вида "вот его так советуют, а я вот пообщался и что-то неуверен, лучше посмотрю иных".

 

Виды самопрезентации

Существует два вида самопрезентации:

1. Естественная. Возникает в ходе обыденной жизни и обычно не поддается какому-либо специальному воздействию. Грубо говоря, вы занимались обычными делами, а в это время кто-то случайно увидел, как вы ими занимаетесь, и у него сложилось определенное впечатление о вас и ваших возможностях.

2. Искусственная. Как не сложно догадаться, речь идет о том, что самопрезентация происходит таким образом, чтобы вызвать искусственное ощущение и знание о человеке. Например, многие публичные личности в жизни ведут себя совершенно иначе, чем это преподносится в общих источниках.

Стоит знать, что второй вид обычно подразделяется на два типа: в угоду своим предпочтениям и в угоду интересам целевой аудитории. Пара примеров. В первом случае это может быть создание имиджа крутого бизнесмена (бизнес-леди). Во втором это что-то вроде "мну тоже модный и трендовый".

 

Существенные моменты

Рассмотрим несколько существенных моментов о самопрезентации.

Учитывайте целевую аудиторию

Начну с самого простого. Вот вы когда знакомитесь с клиентом (впервые обсуждаете с кем-либо дело и тому подобное) и когда знакомитесь в романтических целях, используете разные подходы (сильные качества и прочее)? Скорее всего, разные. Например, вряд ли можно считать нормальным использование фразы "какая у вас грациозная походка" в деловых письмах с предложением создать сайт. Конечно, всякое в жизни бывает, однако суть от этого не меняется.

Каждая целевая аудитория подразумевает свои интересы и приоритеты. Поэтому, первым делом необходимо разобраться в вопросе "а кому вы будете себя презентовать". В противном случае, самопрезентация уже на первых порах пойдет "вкривь и вкось".

Вполне возможно, что вы можете и не знать человека (его привычки, предпочтения и тому подобное), однако понимание хотя бы сути вопроса обсуждения уже позволяет узнать немало информации. Например, если речь о дизайне, то в большинстве случаев клиентов мало интересуют сложные технические детали. А вот если речь о создании уникальных программ для сложных вычислений, то подобные детали в приоритете.

Самооценка и личностный рост

Хорошо, допустим, вы знаете для кого вы собираетесь рассказывать балладу о себе. Какой следующий шаг? Нужно составить некий текст (структуру, основные постулаты и прочее). Вот тут вам могут понадобиться две вещи.

Во-первых, нормальная самооценка, чтобы это не выглядело как "стеснительный человек, пытающийся дрожащим голосом объяснить публике, что он супергерой".

Во-вторых, обилие полезной информации. Если же у вас с этим проблемы, то всегда существует выход - это личностный рост. Как говорится, если поставить рядом два одинаковых мешка картошки, но к одному из них добавить бесплатное долото, то этот мешок будет более ценным, даже несмотря на то, что долото редко кому вообще нужно.

Примерь хоть и утрирован, но думаю читателю суть понятна - если вы ничего не умеете и поэтому вам нечего сказать, то научитесь чему-нибудь и вам всегда будет о чем рассказать.

Краткость сестра таланта

В зависимости от ситуации, может требоваться как сухой текст, содержащий только емкие факты, так и длинный красивый рассказ о космических кораблях, бороздящих просторы театров. Но, в подавляющем большинстве случаев требуется нечто среднее, порой даже более близкое к сухому тексту (особенно когда клиенту нужно ознакомиться с десятками или сотнями таких самопрезентаций).

Тем не менее, стоит знать, что слишком краткий текст может плохо восприниматься, так как далеко не каждый человек может быстро анализировать информацию. Поэтому подобные презентации обычно "разбавляют", например, небольшими нейтральными шутками или же привлекательными эпитетами.

Презентуйте себя людям, а не стенке

Чем отличается стенка от человека? Как минимум, тем, что она будет слушать, слушать и слушать. При этом не выразит ни одного возражения и не проявит ни одной эмоции. В общении с людьми такого не бывает. Для кого-то ваше представление может показаться "заезженным" и скучным. Для кого-то слишком навязчивым. Для кого-то малоинформативным. И так далее.

Поэтому, самопрезентация хоть и предполагает определенный шаблон или заранее заготовленный текст, но она предназначена для людей и, как говорится, "не высечена в камне". Так, если вы видите, что людям скучно вас слушать, то стоит это обратить в свою пользу.

Например, впрямую пошутить фразой "наверно, вы слушаете подобное уже в сотый или тысячный раз от разных разодетых людей и вам это порядком надоело, поэтому лучше расскажу вам нечто более интересное" и далее рассказываете нечто вписывающееся в основную тему (некий интересный факт или некий уникальный навык). После чего можно так же вставками дополнить ту информацию, которую вы не успели рассказать.

Суть в том, что если во время презентации (себя, товара, котят...) люди заняты чем-то иным (скучают и думают "помнится, просили там что-то подправить, может успею побыстрее свалить"), то ваши факты, "истории успеха" и "доводы" попросту никто не слушает. Поэтому, первым делом необходимо вернуть их внимание, а не продолжать рассказывать заученный текст.

Не стоит лукавить

Ни для кого не секрет, что говорить о себе нечто "ненужное" (например, как вы опозорились) мало кто будет (разве что нужно создать обратный образ, но тогда речь о положительных вещах). Однако, это совершенно не означает, что необходимо лукавить.

Суть в том, что если в каких-то выражениях, фактах или утверждениях люди, для которых вы проводите самопрезентацию, узреют ложь, то автоматически остальное ваше повествование становится сомнительными, даже если это правда.

Поэтому лукавить не стоит, тем более, что существует немало методов интересно и с пользой для себя подать информацию. То же позитивное мышление. Например, рассмотрим следующий факт: "когда я был маленьким и толстым, меня часто обзывали и я плакал". И, допустим, какими-то неведомыми событиями, он стал известен.

В принципе, ничего позитивного в этом нет. Но, такой факт всегда можно дополнить некой фразой, например, "Поэтому я решил стать супергероем и покарать злодеев! Но, потом меня позвали домой кушать и как-то не сложилось. Однако, с этим упором я научился многим полезным вещам, таким как...". Как видите, хоть исходная информация негативна, с помощью одной фразы она становится позитивным фактором.

 

Структура и примеры самопрезентации

Структура самопрезентации

Бывают крайне креативные подходы, полные оригинальности и запоминающихся неожиданностей. Однако, в большинстве случаев этого совершенно не требуется. Например, если некий Коля начал заниматься в кружке "кройки и шитья" для того, чтобы уметь чинить свою одежду, то вряд ли ему нужна такая самопрезентация, чтобы все в округе носили его на руках. Вполне достаточно обычного нейтрального или дружелюбного отношения. Хотя всякое бывает, но возвращаясь.

Основная структура самопрезентации:

1. Приветствие и краткое описание. В этой части нужно поздороваться, представиться и описать краткую суммарную информацию. Например, "Здравствуйте, меня зовут Коля. Занимаюсь бизнесом и инвестициями. Часто приходится просить пришить пуговицу или нечто подобное, решил, что полезно самому уметь чинить одежду.".

2. Ваши умения и личные качества. В этой части более полно описываются ваши умения. Например, "Дружелюбный и ненавязчивый. Хорошо развита мелкая моторика рук. Часто использую канцелярские принадлежности. В свое время учился вышивать крестиком. Поэтому проблем с нитками и иголками не будет.".

3. Ваши достижения. Здесь описываются ваши успехи, которые в той или иной мере могут быть важны в плане общего вопроса презентации. Например, "Хоть, еще и не умею полноценно чинить вещи, за чем и пришел, неоднократно использовал нестандартные подходы. Так, однажды порвался свитер и времени переодеться не было. Поэтому взял ножницы, вырезал красивую часть из платка и пришил крестиком. Люди оценили и даже пытались узнать, где был приобретен этот дизайнерский свитер.".

4. Рекомендации. Слова это слова. Поэтому нередко бывает необходимо предоставить некие рекомендации и подтверждения. Например, "Одним из своих знакомых так же помогал оригинально чинить вещи, кстати вот несколько фотографий на моем ноуте, если кому интересно, могу продемонстрировать".

5. Цели. В данной части необходимо уточнить какие у вас цели. Например, "Хотел бы не только шить крестиком, но и научиться иным методам. Во-первых, как минимум, платков не напасешься. А во-вторых, нередко возникают бытовые проблемы, требующие нормально выглядящих крепких швов.".

6. Суммирование и обратная связь. Обычно после своей самопрезентации, необходимо дать возможность людям задать вопросы. Но, так же, в зависимости от темы вопроса, может требоваться краткое подытоживание. Например. "Вообщем, хотел бы научиться нормально шить. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, то задавайте. С радостью на них отвечу".

Как видите, если просуммировать примеры из каждой части, то складывается вполне неплохая и дружелюбная короткая самопрезентация.

В зависимости от целевой аудитории и их приоритетов, 2-3-4-5 части могут меняться местами, а так же их содержимое, так как, по сути, они попросту более детально раскрывают важные аспекты из краткого описания.

А теперь, пара коротких примеров.

Пример - Фриланс

Здравствуйте.

Меня зовут Вася. Более десяти лет занимаюсь созданием сайтов. Могу сделать все необходимое от проектирования с нуля до сео оптимизации.

Ответственен и пунктуален. Знаю много различных технологий и языков. Использую мощные тестовые сервера, так что вам, как клиенту, не придется заниматься тем, что от вас не требуется.

Особая гордость - это вот проекты, которые создавались за очень короткое время и требовали немало оригинальных идей. Можете с ними ознакомиться (далее список).

С каждым клиентом подразумеваю индивидуальных подход и вот несколько человек, которые с удовольствием это подтвердят. Так же об этом говорят отзывы вот тут.

Нацелен на успешный результат, чтобы и мне не было стыдно, и клиенты были довольны.

С радостью отвечу на любые ваши вопросы, вот мои контакты.

Пример - Перед выступлением

Здравствуйте.

Меня зовут Петя. В течение многих лет занимаюсь созданием дизайнерских вещей. Выступлением надеюсь привлечь заинтересованных людей к теме использования дешевых узоров.

Но, вначале немного о себе. Освоил множество различных техник и лично использовал практически все существующие узоры, от дешевых до самых дорогих. Многие из моих творений можно встретить в известных публичных источниках. При чем некоторые из них сделаны только из дешевых узоров, но с первого взгляда это не смогут определить даже опытные люди.

Свои первые шаги в эту сторону я начал делать еще в детстве, когда денег особо не было, а всем хотелось выглядеть красиво. Вначале это были небольшие подарки девочкам, а затем уже полноценные предметы одежды. Уже тогда я осознал, что привлекательность вещи редко зависит от дороговизны используемых компонентов.

Через некоторое время я уже стал заниматься этим в больших масштабах. Однако, заметил, что из-за падения спроса на дешевые узоры, их становится все сложнее найти.

Поэтому в своем выступлении я хотел бы рассказать вам о применяемых методиках с реальными примерами, чтобы каждый смог оценить их привлекательность и применимость в жизни.

Понимаю, что во время выступления у вас могут возникать вопросы, поэтому после каждой части я буду делать небольшую паузу, чтобы вы могли их озвучить.

А теперь, посмотрите на это платье...

Как видите, примеры самопрезентации фокусируются вокруг определенных тем, раскрывают только самое необходимое и формируют требуемое представление. Так, во фрилансе нет ни слова о личной жизни, так как клиенту нужно нечто техническое (грубо говоря, если добавить фразу "у меня пяток пушистиков дома", то самопрезентация уже меньше впечатляет). А вот в примере "перед выступлением" такие упоминания встречаются, так как тема касается повседневной жизни людей.

И, как обычно, всегда помните о здравой логике и том, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.