Маржа: что это, виды, чем отличается от наценки

Что такое маржа?

В сегодняшней заметке речь пойдет о таком важно экономическом термине, как маржа. Её периодически путают с прибылью или наценкой, от чего может складываться некорректное понимание финансовой ситуации.

Поэтому, далее рассмотрим что такое маржа, какие ее виды бывают и чем же она отличается от прибыли и наценки.

Но, обо всем по порядку.

Маржа это

Маржа - это соотношение между различными ценами, ставками и прочими финансовыми характеристиками, выраженное в виде абсолютных или процентных величин. Данная метрика часто применяется при оценке эффективности бизнеса.

Маржа в торговле - это разница между ценой продажи и себестоимостью, чаще всего выраженная в виде процентного соотношения к цене продажи (но, так же может представляться в виде абсолютной величины).

Простыми словами маржу в торговле часто представляют как аналог прибыли. Формула выглядит следующим образом:

Маржа = Прибыль / Доход * 100%

где Прибыль это цена товара минус себестоимость, а Доход это цена товара.

К примеру, в розничной торговле процент маржи составляет порядка 30-40%.

Тут стоит уточнить еще один момент, что под прибылью могут понимать как валовую, так и чистую прибыль. Это станет более понятно, когда рассмотрим основные виды, к ним и переходим.

 

Виды маржи

Рассмотрим самые часто используемые виды маржи. Стоит знать, что их существенно больше и в зависимости от сферы применения этот термин может иметь специфическое понимание.

Валовая маржа (гросс)

Валовая маржа - это процентное соотношение общего объема выручки за вычетом себестоимости по отношению ко всему объему продаж. Формула выглядит следующим образом:

Валовая маржа = Валовая прибыль / Общий объем продаж * 100%

где Валовая прибыль это Общий объем продаж минус себестоимость, а Общий объем продаж это, собственно, выручка

Данная характеристика позволяет оценить общие перспективы дела, а именно сколько будет составлять доход с каждого полученного рубля. И если этот процент слишком мал, то можно заранее сказать, что вкладываться не имеет смысла, какой бы объем не был. Ведь нужно учитывать, что с этих денег еще необходимо вычесть издержки, а так же они должны обеспечивать стабильность и рост.

Маржа прибыли

Маржа прибыли - это процентное соотношение чистой прибыли за вычетом всех расходов к общей выручке. Формула выглядит следующим образом:

Маржа прибыли = Чистая прибыль / Общий объем продаж * 100%

где Чистая прибыль это вся выручка минус все издержки, а Общий объем продаж это выручка.

Данная метрика похожа на валовую с одним отличием, эта маржа отражает сколько будет составлять реальная прибыль с каждого рубля (то есть то, чем можно пользоваться как душе угодно).

Нередко применяется совместно с валовой маржой, что позволяет достаточно быстро оценить эффективность всех процессов, не связанных с себестоимостью. К примеру, если ВМ составляет 30%, а МП составляет 10% при достаточно большом объеме выручки, можно сразу сказать, что у бизнеса немало проблем и весьма неоптимизированный подход.

Фронт и бэк маржа

Фронт маржа - это, по сути, та же валовая маржа, то есть разница между выручкой и себестоимостью, отнесенная к выручке.

Бэк маржа - это процент скидок, акций и бонусов от поставщиков.

Сами формулы:

Фронт маржа = Валовой марже

Бэк маржа = скидки поставщика / себестоимость * 100%

Чтобы было проще понять, рассмотрим простой пример. Допустим, было куплено 100 единиц товара по цене 10 рублей. Весь товар был продан по цене 15 рублей. За быструю реализацию, поставщик решил выделить бонус в размере 1 рубля с каждого товара.

В таком случае, фронт маржа составила 500 рублей (1500 - 1000) или 33% (500 / 1500 * 100%), а бэк маржа составила 100 рублей или 10% = 100 * 1 / (100 * 10) * 100%.

Такой подход к учету маржи важен в тех случаях, когда акции и скидки поставщиков существенны по отношению к общему объему. К примеру, скидка всего в 1%, при объеме продаж 10 000 единиц по цене закупки 2 000 рублей, составляет немало-немного 200 000 рублей.

 

Чем отличается маржа от наценки и прибыли?

Рассмотрим две самых основных запинки, которые возникают у людей после ознакомления с этим термином.

Чем отличается маржа от прибыли?

Нередко маржу в абсолютном денежном эквиваленте путают с прибылью. Ведь, действительно, если не приводить к процентам, то формулы очень схожи. Однако, есть существенная разница.

Маржа это характеристика оценки эффективности, а прибыль это учетное значение. Простыми словами, маржа в денежном виде это предположительная оценка, а прибыль это факт того, чтобы было получено.

Кроме того, маржу чаще всего используют именно в процентом соотношении для более простого прогнозирования и расчета потенциальной прибыли.

Чем отличается маржа от наценки?

Маржа и торговая наценка схожи между собой, но есть отличие. Дело в том, что маржа это отношение к выручке, а наценка это отношение к себестоимости.

Чтобы было проще понять, рассмотрим пример. Допустим, вы купили товар по цене 200 рублей и решили продавать его по цене 300 рублей. В таком случае, маржа будет составлять 33% = (300 - 200) / 300 * 100%, а наценка будет составлять 50% = (300 - 200) / 200 * 100%.

Дабы не путаться, запомните следующее:

Наценка прибавляется к себестоимости, а маржа вычитается из цены реализации.

 

Послесловие

Маржа в разных ее представлениях это важная характеристика оценки эффективности бизнеса. Она применяется наряду с прочими метриками, такими как общая выручка и расходы. Например, дело с выручкой 1 000 000 рублей в месяц и маржой 35% может быть более выгодным, чем дело с оборотом в 3 000 000 рублей и 10%.

Кроме того, маржа является неотъемлемой частью планирования и анализа перспектив. Так, если маржа прибыли слишком мала, то какое-либо расширение весьма рискованно. Любые незапланированные издержки могут сильно отразиться. К примеру, если при эластичном спросе себестоимость товара поднялась, то подъем цены реализации товара может быть попросту невозможен.

Надеюсь, мой обзор помог вам разобраться с тем, что такое маржа, как ее считать, для чего она нужна, какие виды бывают и чем она отличается от прибыли и наценки.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.