В сегодняшнем обзоре речь пойдет о таком важном экономическом термине, как маржа (маржинальность). Её периодически путают с прибылью, доходом или наценкой, от чего может складываться некорректное понимание финансовой ситуации. Поэтому далее рассмотрим что такое маржа, какие её виды бывают и чем же она отличается от других терминов. Но обо всём по порядку.
Маржа это
Маржа - это в общем смысле соотношение между различными ценами, ставками и прочими финансовыми характеристиками, выраженное в виде абсолютных или процентных величин. Данная метрика часто применяется при оценке эффективности бизнеса.
Маржа или маржинальный доход в торговле - это разница между ценой продажи (выручкой) и переменными затратами (расходами). Под переменными расходами понимают часть затрат, которые зависят от объёма производства или продаж.
Маржинальность в торговле - это процентное соотношение маржи к выручке.
Формулы выглядят следующим образом:
Маржа = Выручка - Переменные расходы
Маржинальность = (Выручка - Переменные расходы)/ Выручка * 100%
К примеру, в розничной торговле процент маржи составляет порядка 30-40%, по ряду позиций ассортимента может быть больше.
Так же советую почитать обзор Что такое выручка, доход и прибыль?
Виды маржи
Рассмотрим самые часто используемые виды маржи. Стоит знать, что их существенно больше и в зависимости от сферы применения этот термин может иметь специфическое понимание.
Валовая маржа (gross margin)
Валовая маржа (gross margin) - это процентное соотношение общего объема выручки за вычетом себестоимости по отношению ко всему объему продаж. Формула выглядит следующим образом:
Валовая маржа = Валовая прибыль / Общий объем продаж * 100%
где Валовая прибыль это Общий объем продаж минус себестоимость, а Общий объем продаж это, собственно, выручка
Данная характеристика позволяет оценить общие перспективы дела, а именно сколько будет составлять доход с каждого полученного рубля. И если этот процент слишком мал, то можно заранее сказать, что вкладываться не имеет смысла, какой бы объём не был. Ведь нужно учитывать, что с этих денег ещё необходимо вычесть другие издержки, а так же они должны обеспечивать стабильность и рост.
Маржа чистой прибыли (net margin)
Маржа чистой прибыли (net margin) - это процентное соотношение чистой прибыли за вычетом всех расходов к общей выручке. Формула выглядит следующим образом:
Маржа чистой прибыли = Чистая прибыль / Общий объем продаж * 100%
где Чистая прибыль это вся выручка минус все издержки, а Общий объем продаж это выручка.
Данная метрика похожа на валовую с одним отличием, эта маржа отражает сколько будет составлять реальная прибыль с каждого рубля выручки (то есть то, чем можно пользоваться как душе угодно).
Нередко применяется совместно с валовой маржой, что позволяет достаточно быстро оценить эффективность всех процессов. К примеру, если ВМ составляет 40%, а МП составляет 2% при достаточно большом объеме выручки, можно сразу сказать, что у бизнеса немало проблем и весьма неоптимизированный подход.
Фронт- и бэк-маржа
Фронт-маржа - это понятие из розничной или оптовой торговли. В денежном выражении это товарооборот за вычетом себестоимости покупки товара. В процентном соотношении это товарооборот за вычетом себестоимости покупки товара соотнесённый к объёму товарооборота. По сути, аналог валовой маржи.
Товарооборот – понятие из области бухучета, им обозначают объем средств, вырученный от продажи товаров или услуг.
Бэк-маржа - это процент скидок, акций и бонусов от поставщиков.
Сами формулы:
Фронт-маржа (в денежном выражении) = Товарооборот - Себестоимость закупки товара
Фронт-маржа (в процентном выражении) = (Товарооборот - себестоимость закупки товара) / Товарооборот * 100%
Бэк-маржа = Скидки поставщика / Себестоимость закупки товара * 100%
Чтобы было проще понять, рассмотрим простой пример. Допустим, было куплено 100 единиц товара по цене 10 рублей. Весь товар был продан по цене 20 рублей. За быструю реализацию, поставщик решил выделить бонус в размере 2 рубля с каждого товара.
В таком случае, фронт-маржа составила 1 000 рублей (2 000 - 1 000) или 50% (1 000 / 2 000 * 100%), а бэк маржа-составила 200 рублей или 20% = 100 * 2 / (100 * 10) * 100%.
Такой подход к учету маржи важен в тех случаях, когда акции и скидки поставщиков существенны по отношению к общему объёму. К примеру, скидка всего в 1%, при объеме продаж 10 000 единиц по цене закупки 2 000 рублей, составляет немного-немало 200 000 рублей.
Чем маржа отличается от наценки и прибыли?
Рассмотрим две самых основных запинки, которые возникают у людей после ознакомления с этим термином.
Чем маржа отличается от прибыли?
Нередко маржу в абсолютном денежном эквиваленте путают с прибылью. Ведь, действительно, если не приводить к процентам, то формулы очень схожи. Однако есть существенная разница. Прибыль подразумевает вычет всех расходов, а не только переменных.
Кроме того, маржу чаще всего используют именно в процентом соотношении (маржинальность) для более простого прогнозирования и расчёта потенциальных доходов и прибылей.
Чем маржа отличается от наценки?
Маржа и торговая наценка схожи между собой, но есть отличие. Дело в том, что маржа это отношение к выручке, а наценка это отношение к переменным расходам (скажем, закупочной цене).
Чтобы было проще понять, рассмотрим пример. Допустим, вы купили товар по цене 200 рублей и решили продавать его по цене 400 рублей. В таком случае, маржа будет составлять 50% = (400 - 200) / 400 * 100%, а наценка будет составлять 100% = (400 - 200) / 200 * 100%.
Дабы не путаться, запомните следующее:
Наценка прибавляется, а маржа вычитается. При чём в абсолютном значении они равны, так как это выручка (цена продажи) за вычетом переменных затрат, но вот в процентном отличаются.
Послесловие
Маржа в разных её представлениях это важная характеристика оценки эффективности бизнеса. Она применяется наряду с прочими метриками, такими как общая выручка и расходы. Например, дело с выручкой 1 000 000 рублей в месяц и маржой 35% может быть более выгодным, чем дело с оборотом в 2 000 000 рублей и 10%.
Кроме того, маржа является неотъемлемой частью планирования и анализа перспектив. Так, если маржа прибыли слишком мала, то какое-либо расширение весьма рискованно. Любые незапланированные издержки могут сильно отразиться. К примеру, если при эластичном спросе себестоимость товара поднялась, то подъем цены реализации товара может быть попросту невозможен.
Надеюсь, мой обзор помог вам разобраться с тем, что такое маржа, как её считать, для чего она нужна, какие виды бывают и чем она отличается от прибыли и наценки.
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.