Наводящие вопросы: что это, как применяются и как защититься

Наводящие вопросы

Нередко возникают ситуации, когда напрямую другого человека никак не переубедить. Или же вообще нет возможности прямо возражать (открыто говорить). При чем касаться это может практически любых сфер жизни человека, включая личную и деловую. В таких случаях приходится прибегать к использованию разного вида хитростей, таких как наводящие вопросы. Но обо всем по порядку.

Прочитать Дисклеймер

Наводящий вопрос это

Наводящий вопрос - это вопрос, в котором как в прямой, так и в завуалированной, скрытой форме содержится конкретный, определенный ответ на поставленный вопрос или очерчен вариант такого ответа.

Несколько примеров наводящих вопросов:

1. Ты вчера был в теплых носках?

2. Правда же ведь, что вода состоит из водорода и кислорода?

3. Ты же понимаешь, что он был неправ?

4. Ты выполняешь для него проект?

Не сложно заметить, что в этих вопросах уже содержится ответ.

А вот, как такие вопросы выглядели бы обычно:

1. Ты вчера какие носки одел?

2. Можешь сказать из каких атомов состоит молекула воды?

3. Как можно охарактеризовать его действия?

4. Тебе знаком этот человек?

В данном случае в вопросах нет указания ответа. Например, в третьем их вообще может быть масса.

Однако, нужно учитывать, что к применению наводящих вопросов в разговоре следует подходить аккуратно и деликатно. Дело в том, что по своей структуре они обычно содержат некие утверждения, преподносящиеся как неоспариваемая истина. Не говоря уже о прочих вещах, таких как попытки манипуляции. Сие легко может обернутся проблемами, вплоть до конфликтов (как с ними быть?).

Например, вопрос "вы же знаете, что операционная система Linux плохого качества и недружелюбна к пользователям, так почему вам не рассмотреть MacOS или Windows?" для любителей Linux систем будет звучать весьма оскорбительно, тем более что вопрос понимания качества (что это такое?) в данном случае крайне непрост. Если не знакомы с данным аспектом в мире ИТ, то вставьте вместо Linux слово "пончики", а вместо MacOS и Windows слова "круассаны" и "булочки", суть останется примерно той же.

 

Как применяются наводящие вопросы?

Основное предназначение наводящих вопросов - это навести человека на нужную мысль. При чем, стоит отметить, что, к сожалению, далеко не всегда это делается во благо. Например, в стиле "вы наверняка знаете, что товар ... неудобный/некрасивый/ширпотреб/для отсталых и т.п., поэтому сразу рассмотрим вот эти товары, чьи характеристики просто превосходны (и поэтому они такие дорогие), или же вот эти, чуть более простые (но, так же недешевые)?".

Тем не менее, наводящие вопросы нередко применяются в позитивном смысле. Гипотетически пример для понимания. Допустим, Коля считает, что с клиентами можно разговаривать как угодно, не прибегая к деловому стилю общения. Вася же хочет, чтобы Коля об этом немного подумал. Так как не сложно догадаться, что фразы вида "не парься и не воняй, это фигня вопрос, ща скотчем приклеим" и "слухай сюда, ща разложу" не очень-то нравятся клиентам (как минимум, без каких-либо дополнительных объяснений).

На прямые возражения Васи, естественно, Коля отмахивается. Поэтому Вася поступил иначе, он начал задавать наводящие вопросы, как например в следующем диалоге:

"- Коля, тебе же не нравится, когда незнакомый тебе человек ведет себя так, как будто вы знакомы? - Нет, конечно. - И, естественно, это не правится и твоей девушке? - Конечно. - И это ведь относится и к снисхождению, неуважению и фамильярности? - А как же иначе. - А понравится ли тебе, если ты будешь разговаривать с человеком про какое-то дело, а он тебе будет отвечать так, что ты ничего не поймешь? - Нет, конечно. - И это касается и тех ситуаций, когда у тебя возникают сомнения? - Не без этого. - Ты же ведь ждешь от такого человека какого-то внятного разговора? - А как же. - Чтобы даже не сильно разбираясь в сути вопроса, ты понимал хотя бы базово что и как будет происходить? - Кто же такого не хочет. - Ты же ведь понимаешь, что твои клиенты ждут того же от тебя? - Эмммм, начинаю понимать.".

Надеюсь, вы, как читатель, смогли уловить суть из примера. Вася постепенно шаг за шагом подводит Колю к пониманию проблемы: того, как его действия выглядят со стороны клиентов.

 

Как защититься от наводящих вопросов?

Прозвучит банально, но, чтобы защититься от наводящих вопросов, нужно думать над вопросом и его содержимым. Быть объективным и внимательным. Разбирать вопрос на части, извлекать из него утверждения и вопросительную составляющую. Тот же пример с "плохим" товаром. То, что предполагает сказавший, не означает, что оно действительно так в жизни.

Кстати, как совет, можно тренироваться со своими знакомыми и друзьями, перекидываясь подобными выражениями, вполне себе неплохое развлечение. Но, с ремаркой о том, что "все в теме", иначе, как уже говорил, могут возникнуть проблемы.

Плюс, учитывайте, что если у вас возникают какие-то сомнения в утверждениях, то всегда можно задать уточняющие вопросы в стиле "вот вы сказали, что ..., а почему вы так считаете?". Далеко не каждый морально готов к таким встречным вопросам, а на некоторые даже ответа не существует (как минимум, короткого). Тот же пример про операционные системы - если фраза была взята "с потолка", а не исходя из реальных требований клиента, то однозначного ответа в природе не существует.

Справедливости ради, стоит отметить, что далеко не всегда нужно как-либо защищаться от наводящих вопросов. Например, вопрос "ты же знаешь, что котлеты это писк кулинарии, тебе их приготовить?" вообщем-то можно отнести к наводящим, однако плохой ли он? Вряд ли.

Другое дело, что необходимо быть бдительным, особенно в ситуациях, когда существует вероятность их негативного применения. Например, если дело касается финансов, ваших планов, приоритетов, принципов и прочего.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.