Нет ничего необычного в том, что взгляды разных людей на те или иные вопросы могут отличаться друг от друга, и порой существенно отличаться. Такова природа человека. А вот как относиться к этому - тут существуют разные мнения. Одним из известных подходов является Плюрализм. Собственно, о том, что это такое, какие виды бывают и хорошо это или плохо, и пойдёт речь в данном обзоре. Но обо всём по порядку.
Плюрализм это
Плюрализм (pluralis - множественный) - это позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Простыми словами, плюрализм это:
1. Каждая точка зрения это уникальное и равноправное явление.
2. Необходимо проявлять понимание и терпимость к чужим взглядам.
3. Каждое мнение бесценно и неоспоримо.
4. Про поиск компромиссов и возможностей одновременного существования.
5. Про активное взаимодействие разных точек зрения.
И, действительно, описываемые вещи, в принципе, подразумевают здравые корни в своей основе. Скажем, понятие любовь биология описывает через биохимические процессы, литература же через эмоции и духовность. От этого биология стала хуже или литература неправа? Ни то и ни другое. Естественно, что во время лёгкой и томной взволнованности в организме происходят различные биохимические реакции. Но и повторить любовь через биохимию ещё никому не удавалось (насколько знаю).
Иное дело, что существуют нюансы плюрализма, но о них немногим позже.
Виды плюрализма
Рассмотрим несколько известных видов плюрализма:
1. Плюрализм мнений - это принцип, подразумевающий, что множество точек зрения по поводу одной ситуации являются равноценными. Суть в том, что у каждого человека своё мнение и его необходимо уважать. При этом в расчёт не берется то, что точка зрения может быть субъективной, ошибочной и тому подобное.
2. Политический плюрализм - это принцип, подразумевающий существование многообразия разных политических сил, конкурирующих между собой. Социалы, Демократы, Республиканцы, Социал-Демократы и т.п.
3. Культурный плюрализм - это принцип, подразумевающий существование разных культур. Воспитание, традиции, искусство и т.п. Например, в России множество разных культур и они как-то существуют в одном месте.
4. Религиозный плюрализм - это возможность разных вероисповеданий мирно существовать в одном месте. Опять же, в России вы легко можете встретить не только православие, но и другие религии (ислам, иудаизм, буддизм, этнические религии и т.д.).
5. Правовой плюрализм - это существование нескольких правовых систем в одном месте. Например, в РФ существует общее законодательство, но вполне допускаются моменты, когда действия и решения самостоятельно принимают отдельные субъекты (регионы) на местном уровне.
6. Философский плюрализм - это идея о существовании нескольких методов познания мира (представлений, форм и т.д.).
7. Космический плюрализм - это идея о том, что во вселенной существует множество различных миров и форм жизни.
Плюрализм это плохо или хорошо?
Вообще, вопрос "Плюрализм это плохо или хорошо?" достаточно хитрый и коварный. Дело в том, что подход в стиле "Каждая точка зрения равнозначна" это очень удобный механизм, например, для демагогии. С другой стороны, вполне нормальное явление, что у людей могут быть разные взгляды. Но рассмотрим чуть подробнее в примерах.
Скажем, одни мужчины считают идеалом женской красоты стройных девушек. Другие предпочитают небольшое пузико и некую мягкость. Третьи вообще считают, что важно только то, чтобы девушка была высокой. Четвертые конфронтуют с третьими, считая, что девушка должна быть низкорослой. И так далее. У девушек аналогичные баталии. Одни считают, что мужчина должен быть накаченным, чтобы прям "рельеф-рельеф". Вторые, что наоборот худощавым. Третьи, что среднего телосложения. И так далее.
Иными словами, это дело вкуса. И сложно сказать, что кто-то из них однозначно прав, а остальные неправы, правда ведь? Ну т.е. плюрализм в данном случае это хорошо.
А теперь рассмотрим ситуацию, когда сложно назвать плюрализм чем-то хорошим. Сразу отмечу, что пример будет простой, так как остальное читатель вполне сам может себе представить.
Абстрактный пример для понимания. Допустим, базовый стандарт РФ обучения детей в школе. Что будет, если топать в сторону "должны быть разные базовые стандарты внутри одной страны" (напоминаю, что речь о базовых вещах, которые могут дополняться, но не уменьшаться)? Если отвечать простыми словами, то бардак и хаос. Вот что помешает кому-то сказать "Считаю, что детям не нужна математика и история, ну и ещё литература ни к чему, нужно только физкультурой заниматься!"? Для догадливых: "А что такого? А как же плюрализм?".
Бесспорно, физкультура нужна, но она не может заменить всё остальное. ВЕДЬ! Если человек не знает математику, то как он будет жить в мире, где математика на каждом шагу? Скажем, в магазине, вы не поверите, на ценниках пишут цифры. Если человек не знает историю (хотя бы в общих чертах), то ему можно "вешать лапшу на уши вёдрами"! Если человек не изучал литературу, то откуда у него возьмётся понимание сложных эмоций, ну и зачатки какой-никакой, но эмпатии? Безусловно, существуют люди, которые изначально могут это на уровне инстинктов и интуиции понять, но такие все? Вряд ли. Как результат такого подхода, будет человек, которого легко обсчитать, обмануть, направить в нужную сторону и так далее.
Как не сложно заметить, в данном случае плюрализм это плохое и вредное дело. Потому что результат такого "Каждое мнение бесценно" приводит к деградации детей и в дальнейшем общества. Можно и дальше развивать тему, там много интересного. Скажем, а как детям поступать в университеты, если базовые программы обучения в школах практически не пересекаются? Или ещё создавать кучу университетов? А откуда столько людей возьмётся? А как потом этим детям получать доход?
Ну вот банально. Немалая часть задач подразумевает необходимость комплексных знаний. Скажем, чтобы спроектировать что-либо, нужно: уметь писать и читать, знать и уметь применять разные формулы для расчётов (например, чтобы это что-то потом феерически не сложилось под своим весом), уметь рисовать чертежи, разбираться в материалах (вы не поверите, но материалы подразумевают свои особенности, например, разную максимально допустимую нагрузку на определённую площадь и разную плотность) и так далее. А если человек умеет только рисовать чертежи, то что он будет делать? И, собственно, что такой человек рисовать-то будет, если не факт, что его чертёж реально реализовать? Надеюсь, что читатель понял суть.
Примечание: Естественно, возможны споры, возможны более продвинутые формы обучения, разные направленности (существуют же спортивные школы, математически школы и т.д.), базовый стандарт может дополняться или корректироваться и т.д. Но это не должно исходить из принципа "Каждое мнение бесценно".
И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.
Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.