Явление шопоголизма или зависимости от неубывающего желания что-либо приобрести, к сожалению, не редкость в мире. И чаще всего оно приносит лишь негативные эффекты как для самих людей, так и для экономики в целом. Но обо всем по порядку.
Ониомания (шопоголизм) это
Ониомания (шопоголизм) - это непреодолимое желание приобретать вещи ради удовольствия, без видимой на то необходимости и учета последствий.
Основная суть ониомании в том, что для человека сам факт приобретения становится более важным, чем купленный товар. Гипотетический пример для понимания. Допустим, существует некий человек. Жена его каждый день "пилит", нормальных друзей и знакомых особо нет, его бизнес или дело связано с большими стрессами. В такой ситуации этот человек может приобретать вещи не потому, что они ему действительно нужны, а потому, что это позволяет ему почувствовать собственную значимость в стиле "я могу постоянно что-то приобретать, значит я добился успеха".
Каковы причины возникновения шопоголизма?
Вот несколько частых причин возникновения шопоголизма:
1. Желание почувствовать собственную значимость. Тут, думаю понятно и без описания.
2. Низкий самоконтроль. Необузданное желание людей увеличить продажи порой приводит к тому, что далеко не всегда используются только "белые и пушистые" методы. Например, давление на слабые точки людей. Соответственно, отсутствие самоконтроля у потребителей лишь способствует тому, что они "как бы" втягиваются и начинают получать удовольствие не столько от товаров, сколько от самого действия, что в свою очередь приводит к шопоголизму.
3. Увлечения, переросшие в зависимость. Хобби и увлечения это, как говорится, хорошо и полезно, но только если они происходят в адекватном виде. Если же они перерастают в зависимость, то это может привести к ониомании.
Утрированный и избитый пример - компьютерные игры с возможностью финансовых трат. Суть примерно в следующем. Вначале человек тратит немного в стиле "ну я же немного потратил, а игрушка позволяет мне расслабится, чего же тут такого". Затем происходит постепенное увеличение сумм, порой обусловленное самой игрой в стиле "слишком долго нужно без денег добывать виртуальную вещь" или же "уникальный крутой вид". Затем человек начинает чувствовать удовольствие от приобретений, так как они позволяют ему сэкономить время, выделиться и так далее. Затем находятся причины приобретать еще и еще. И постепенно человек начинает уже чувствовать радость не от вещей или того, что они делают, а от того, что он их купил.
4. Существенные проблемы в собственной жизни. Во-первых, большая часть рекламы взывает к эмоциям человека, в том числе к радости и удовольствию. Грубо говоря, "приобретите нашу фиговину и ваша жизнь станет лучше и счастливее".
Во-вторых, нередко люди ассоциируют успех с наличием денег и возможностью приобрести тот товар, который они хотят, а не тот, что им доступен. Кроме того, само действие может ассоциироваться как некий прорыв или успех в стиле "зато я смог...".
В-третьих, существенные проблемы в жизни часто означают ограничения в возможностях. Например, если вам приходится постоянно общаться с плохими людьми, то особо не порассуждаешь о своих проблемах и своей жизни, иначе проблем только прибавится. Далеко не каждый сможет справиться с подобным.
Суммируя, при сложных проблемах, шопоголизм представляет собой простой и легкий выход из критического духовного состояния, так как это "как бы" радость, удовольствие, демонстрация успехов, возможности и тому подобное.
5. Пресность жизни. Всегда существуют простые и сложные пути. Это так же касается и разнообразия в жизни. Одним из таких простых путей является шопоголизм. Одни его обходят стороной, другие нет.
6. Социальное давление. Гипотетический пример для понимания. Допустим, у Васи друзья "модники", что означает непрерывные походы в магазины. Соответственно, чтобы Васе с ними общаться, ему тоже приходится приобретать "модные" товары, которые от сезона к сезону растут и корректируются в ассортименте (иными словами, это бесконечное занятие). Тем самым вливаясь в группу потенциальных шопоголиков.
Какие симптомы ониомании?
1. Беспричинное желание пойти в магазин. В стиле "давненько я не был в...".
2. Приобретение товара без необходимости. В стиле "крутая вроде бы вещь, нужно взять...".
3. Частое обсуждение товаров. Как продлить удовольствие от приобретения? Обсуждать его.
4. Системность. Как говорится, "каждый выходные мы ходим в торговый центр".
5. Возникновение желания приобрести что-либо при стрессовых ситуациях. Как говорится, еще одна безделушка на полку.
6. Радость от самого факта приобретения. При этом товар закидывается куда-нибудь далеко.
7. Высокие расходы при достаточных доходах. Как говорится, как научиться копить.
8. Частая ложь о тратах. Как говорится, далеко не всегда проблема в изъяне, порой проблема в его количестве.
9. Подмена понятий. В стиле "Купил цацку, значит любит".
Плюсы и минусы шопоголизма
Плюсы ониомании
Стоит отметить, что несмотря на то, что ониомания считается отрицательной, у нее так же существуют плюсы.
1. Если шопоголизм, как говорится, вложен в бюджет (не несет финансовой угрозы и не выходит за рамки разумного), то это может быть трюком для быстрого снятия эмоционального напряжения. Безусловно, не лучший плюс, но тем не менее.
2. Если шопоголизм, как говорится, вложен в бюджет (не несет финансовой угрозы и не выходит за рамки разумного), то это может поддерживать экономику, так как существует, хоть и небольшой, но постоянный поток товарообмена. Тем самым не приводя к ситуации, когда денег много, а товаров нет.
3. Человек, столкнувшийся с проблемой шопоголизма и сумевший с ней справиться, может стать более удачным в сфере финансов. Как бы это не казалось парадоксом, но суть в суровом жизненном опыте. Если человек смог решить проблему с ониоманией, то он более жестко и хладнокровно относится к своим расходам, исключая даже намеки на лишнее. Так как хорошо себе представляет каковы могут быть последствия и как небольшие траты легко могут превратиться в лавину.
Минусы ониомании
1. Возникновение проблем в жизни человека. К сожалению, существует немало печальных историй (коими забит интернет) о том, как тяга шопоголизма рушила семьи и отношения в социуме, приводила к проблемам с финансами и чему похуже.
2. Шопоголизм человека может перерости в нечто более сложное. Например, постоянная ассоциация самого процесса приобретения вещей может привести к "подмене понятий". Утрированный и избитый пример - женщина, которая оценивает мужчину по кошельку и объему подарков. Финансы важная часть, но они не должны становиться самоцелью.
3. Ониомания может приводить к существенным проблемам в экономике. Суть в следующем. Бурный рост продаж приводит к росту производства. Однако, этот спрос вызван не необходимостью, связанной с ростом экономики, а зависимостью. Это означает, что, когда у шопоголиков начнутся проблемы с деньгами, в рынке будет много лишнего товара и предложений. В свою очередь это приведет к тому, что начнется резкое сжатие рынка до размеров, меньших, чем было до бурного роста продаж.
Почему меньших? Потому, что одно будет цеплять другое. Гипотетический пример для понимания. Допустим, существовал фрилансер Коля. До бурного роста, у него был стабильный поток заказов. Начался бурный рост и Коля начал брать только большие и дорогие заказы, так как их стало много. Однако, у заказчиков деньги появляются от их клиентов шопоголиков. Тут важно отметить, что дорогие заказы далеко не всегда подразумевают полную предоплату.
Произошел резкий спад спроса, так как у шопоголиков начались проблемы с деньгами. Из-за этого начались проблемы с деньгами у заказчиков Коли. Из-за этого начались проблемы с доходами у Коли (которых до роста продаж не было), так как он вкладывал свои время и силы в эти дорогие заказы. И это лишь одна из проблем.
Так же советую ознакомиться с обзором типичные ошибки в бизнесе.
Как можно бороться с шопоголизмом?
1. Примите факт наличия проблем с шопоголизмом. Как говорится: "Почему громкие будильники не помогают в 100% случаях? Потому, что если нет желания вставать, то всегда найдется метод побороть будильник". Поэтому нужно не бездумно подходить к проблеме, а пытаться решать ее с учетом ваших особенностей.
2. Контролируйте свои расходы. Это, в принципе, полезный совет. Но, в данном случае речь идет о том, что реальное понимание расходов позволяет более четко видеть картину. Сравните фразы "5000 в месяц" и "60000 в год". Вторая кажется более существенной и может стать причиной задуматься. Так же этот совет касается и самого подхода к тратам. Например, идти в магазин с конкретным списком необходимых товаров.
3. Делайте так, чтобы доступ к деньгам требовал время или определенных условий. Чем больше препятствий между вами и фактом приобретения товара, тем больше вероятности, что вы его не купите. Например, идете прикупить одежду или еще чего, возьмите ограниченную сумму денег. Еще пример, ходите с человеком, который не любит шопинг и пусть деньги хранятся у него.
4. Ищите то, что не требует денег, но позволяет вам получать радость от жизни. Суть в том, что можно долго, как говорится, "бегать от магазинов", но если им нет замены, то это не решит проблему, а лишь ее отложит. А вот если у человека появляются интересы в жизни, не требующие финансовых вложений, то тогда и нужда в самом шопинге отпадает.
5. Учитесь бороться со стрессами. Это, в принципе, полезный совет. Но, в случае с ониоманией речь о том, что снижение уровня стресса делает внутренний мир человека более стабильным, что в свою очередь снижает необходимость в покупках.
6. Позитивное мышление. Возникает острое желание что-либо купить? Попробуйте обратить эту ситуацию в позитивное русло. Например, держите под рукой список только необходимых товаров. Так вы и лишнего не потратите и желание утолите. Не самый идеальный пример, но все же.
7. Повысьте самооценку. Самооценка это одна из составляющих "морального фундамента" человека. Соответственно, чем она ниже, тем сложнее человеку проявлять стойкость, что немаловажно при борьбе с шопоголизмом.
8. Начните изучать финансы. С финансами так устроено: чем больше знаешь о них, тем меньше желания тратить деньги впустую. Например, понимание разницы между простым и дисконтированным сроком окупаемости позволяет по иному посмотреть на деньги.
9. Научитесь говорить "НЕТ". Ониомания подразумевает, что человеку сложно отказаться от приобретения товаров. Поэтому, научиться говорить "нет" это "суровая" необходимость. Плюс, данный навык в любом случае будет полезен, какой бы сферы жизни дело не касалось.
И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.
Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.