Дедукция и Индукция: что это, понятие, примеры и различия

Дедукция и Индукция: что это, понятие, примеры и различия

Людям всегда приходится делать какие-то выводы. И для этого они пользуются дедуктивным и индуктивным мышлениями. Собственно, в этом обзоре и пойдёт речь о том, что представляют собой эти подходы, чем они отличаются, почему их стоит уметь применять и о ряде иных нюансов.

Но обо всём по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Дедукция и индукция это

Дедукция (лат. deductio, от deducere выводить) - это метод логического мышления, основанный на принципе следования от общего к частному. В ходе дедуктивного размышления человек совершает выводы о конкретных вещах, исходя из знания общих утверждений. Скажем, если вы знаете, что за окном идёт дождь, то значит у людей, которые топают по улице, должны быть мокрые подошвы. Логика: "Идёт дождь - Асфальт мокрый - Люди ходят по мокрому асфальту - Подошвы обуви мокрые".

Индукция (лат. inductio, от in в, и duco веду) - это метод логического мышления, который позволяет получать общие утверждения на основе наблюдений или опыта. В ходе индуктивного размышления из множества разных наблюдений формируются общие утверждения. Стоит учитывать, что сформированные утверждения более общего вида обычно носят вероятностный (предположительный) характер, так как не обязательно, что они являются истиной. Скажем, если вы видели в жизни только белых птиц, то вы можете сделать утверждение, что все птицы белые. Однако это же не так.

 

Примеры индуктивного и дедуктивного мышления

Примеры дедуктивного мышления:

1. В треугольнике сумма углов составляет 180 градусов. Если два угла по 50 градусов, то третий должен быть 80 градусов.

2. Кошки умеют мяукать, значит кот Васька тоже умеет мяукать.

3. Вечером я обычно хочу баинькать, значит завтра вечером я буду сонный.

4. После ночных заморозков растения покрываются инеем. Утром растения были покрыты инеем. Значит ночью были заморозки.

5. Не существует людей с ростом и шириной более 10 метров. Соответственно, в дверной проход высотой и шириной в 11 метров спокойно войдёт любой человек.

Примеры индуктивного мышления:

1. Если среди 1000 опрошенных 900 предпочитают мюсли, то можно сказать, что данный деликатес нравится примерно 90% людей.

2. Железо и никель магнитятся. Значит и другие металлы магнитятся. Стоит знать, что в реальности не каждый металл магнитится.

3. Известные вам акции растут. Значит и все остальные акции будут расти. Стоит понимать, что в реальности не существует такой закономерности (то, что одни акции растут, не значит, что будут расти другие).

4. Прочитал несколько книг одного автора и было интересно. Значит все его произведения интересные.

5. Последние несколько раз замечал, что перед приходом гостей мама убиралась в квартире. Сейчас мама убирается, значит скоро придут гости.

 

В чём отличие дедуктивного мышления от индуктивного?

Если коротко, то суть в самом подходе. Но рассмотрим особенности каждого из размышлений более подробно.

Особенности Дедуктивного мышления:

1. Если исходные посылки истинные, то значит и вывод истинный.

2. Движение происходит от общих знаний к частному.

3. Основная задача: из нескольких посылок сформировать вывод.

4. Аргументы базируются на чистой логике.

Особенности Индуктивного мышления:

1. Если исходные посылки истинные, то это не значит, что вывод будет истинным.

2. Движение происходит от частных знаний к формированию общего.

3. Основная задача: из фактов и наблюдений сформировать общее знание.

4. Аргументы могут быть убедительными, но они не обязательно являются здравыми.

Примечание: Скажем, если вы видели только белых птиц, то аргумент "все птицы белые" звучит убедительно, но он не является здравым.

При чём стоит отметить, что в обоих подходах корректность исходных знаний является важным моментом. Так, если в дедуктивном методе какие-то общие знания некорректные, то невозможно выстроить корректную логическую цепочку. Если в индуктивном методе какие-то факты и собранные данные некорректные, то невозможно выстроить корректное обобщение.

Так же вам может быть интересен обзор Почему нужно расширять кругозор?

 

Почему нужно уметь применять дедуктивное и индуктивное мышления?

Самый главный момент в том, что не существует универсального комплекта знаний, поэтому вы не можете обойтись только дедуктивным мышлением. С другой стороны, обойтись только индуктивным мышлением тоже нереально, так как оно может требовать немалое количество усилий и выводы носят вероятностный характер.

Самый банальный пример. Представьте, что вы живёте лет 500 назад. Откуда вам знать про электричество и связанные с ним моменты? Правильно, ниоткуда. А откуда эти знания появились к текущему времени? Правильно, через индуктивное мышление (эксперименты и прочее). А сколько лет было необходимо, чтобы узнать те формулы, которые сейчас являются "элементарными"? Правильно, десятки лет (и это у "шарящих" людей).

Иными словами, умение применять как дедуктивное, так и индуктивное мышление, это банальная необходимость.

Также вам могут быть интересны обзоры:

1. Говорят, что критическое мышление важно, так ли это?

2. Конструктивная и деструктивная критика.

3. Планирование и прогнозирование.

4. Стратегия развития.

5. Собирайте разные мнения, а не удобные.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.