Стимул: что это, виды, плохо или хорошо, советы

Стимул

Пожалуй, каждый слышал фразу в стиле "ему (ей, им...) не хватает стимула". И, действительно, стимул бывает весьма полезным, так как позволяет добавить мотивации для совершения тех или иных действий. Однако не стоит считать, что стимул это некая панацея, всегда и везде существуют нюансы. Но обо всём по порядку.

Прочитать Дисклеймер

Стимул это

Стимул (от латинского stimulus, буквально остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - это побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо.

Простыми словами стимул - это всё то, что убеждает человека изменить своё поведение желаемым образом.

Скажем, если клиент предложит фрилансеру просто так сделать проект быстрее, то последний вряд ли всерьёз воспримет подобное. А вот если клиент предложит увеличить доход, то такое может стать стимулом.

Ещё пример, негативный стимул. Скажем, как в детстве, если вы знаете, что вас отругают за то, что вы что-то не сделали, то это становится стимулом чтобы это что-то сделать.

 

Виды стимулов

1. Внутренние стимулы. Это то, что исходит изнутри человека. Например, желание достичь успеха (прославиться и т.п.), улучшить свои навыки, стать более привлекательным и так далее.

2. Внешние стимулы. Это различные внешние факторы. Скажем, тот же пример с фрилансером, клиентом и проектом. Увеличение дохода может стать стимулом для того, чтобы фрилансер активизировался.

3. Социальные стимулы. Это факторы, порождаемые в связи с нахождением человека в социуме. Например, одежда. Если вы не хотите выделяться в негативном смысле, то вам приходится поддерживать определённый внешний вид. Утрируя, притопать в плавках на какое-нибудь серьёзное мероприятие - это повод стать интернет-мемом.

4. Моральные стимулы. Это стимулы, возникающие из мировоззрения человека. Скажем, чувство справедливости, гуманность, сострадание, толерантность и тому подобное.

Также вам может быть интересен обзор Общественное мнение: некоторые нюансы.

 

Стимулы это плохо или хорошо?

Сами по себе стимулы не являются чем-то плохим или хорошим, это просто инструменты (в большинстве случаев; кроме явно негативных и позитивных). Поэтому вопрос всегда в другом, в том как и для чего их применяют, т.е. зависит от контекста ситуации.

Самый банальный пример - это деньги в качестве стимула. Если их предлагать за какие-то хорошие дела, то что в этом плохого? А если за всякие гадости, то такое вряд ли можно назвать положительным, правда ведь? При этом сам стимул в обоих ситуациях один и тот же, а вот контекст разный.

Ещё пример. Скажем, желание достичь чего-либо. Простыми словами "ну вот просто хочется". Также считаем, что цель хорошая, так как плохая цель, в общем-то, говорит сама за себя. Как бы то ни было, даже с такими вводными, тут начинаются нюансы и вопросы. Самое банальное: "А методы, которые будет использовать человек, хорошие или плохие?".

Так же вам может быть интересен обзор Суть денег.

 

Стимулы: советы и нюансы

Теперь рассмотрим советы и нюансы, связанные со стимулами:

1. Стимул не является решением проблемы. Стимул может помочь решить некую проблему, но сам по себе стимул не является инструментом для решения всех проблем. Банальный пример. В сутках 24 часа, поэтому, какие бы "плюсы" вы не предлагали, человек не сможет сделать больше того, чего он сможет сделать. Конечно, существует креативность, но всё же.

2. Наличие стимула может ухудшить ситуацию. Даже положительный стимул вполне может ухудшить ситуацию, а не улучшить её, и об этом стоит помнить. Самый банальный пример. Стимул в виде "Если будешь делать столько-то (результат такой-то и т.д.), то получишь конфетку". И вроде бы "ничего такого", но существуют нюансы. Для одной части людей это действительно полезно. Для второй это никак не отразится по разным причинам (отсутствие интереса, человек итак превышает планку и тому подобное). Для третьей части людей это будет вредным, так как вместо того, чтобы просто заниматься делом, в голове будет постоянно крутиться мысль "А как там план/факт?". Тут как с ежедневником, который банально не в каждой ситуации нужен.

3. Лучше если стимулы разные. Скажем, тот же денежный стимул. С какого-то момента эффект может становиться минимальным банально потому, что дополнительная сумма может просто не иметь значения. Утрируя, если у вас одно мороженное и вам хочется ещё, то это может быть стимулом приложить дополнительные усилия, но если вы уже откушали ведёрко мороженного и вам больше не хочется, то что вас сподвигнет что-либо делать? Вероятно, одного мороженного уже будет мало, правда ведь?

4. Стимул не заменяет всего остального. Человек это не компьютер. У него могут быть свои желания и принципы, разные настроения и жизненные ситуации. Поэтому стимулы всегда нужно соотносить с контекстом. Скажем, можно ли без отдыха заниматься делами? Естественно, можно, только вопрос в количестве дней (недель, месяцев...) и банальной усталости.

Существуют и иные моменты, но, вероятно, читатель уловил суть - стимулы это не панацея и их нужно применять с умом.

Также вам могут быть интересны обзоры:

1. Самомотивация

2. Честность в бизнесе

3. Зачем психология нужна в бизнесе?

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.