Почему учитывают репутационные риски?

Почему учитывают репутационные риски?

Существует расхожее мнение, что репутационные риски важны только для чего-то крупного и известного. В некотором роде как "еще одни красивые слова". Однако в реальности эти риски стоит учитывать даже начинающему фрилансеру.

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Обычно человек общается с одним или несколькими кругами знакомых. Личные, деловые и прочие. И в каждом из этих кругов у него существует некая репутация. Поэтому понимание ценности своего имиджа хорошо знакомо многим.

Абстрактный пример. Допустим, в неком социуме Кешу считают ответственным и добрым человеком. Не сложно догадаться, что если Кеша начнет творить всякие гадости, распускать сплетни и прочее, то отношение социума к нему изменится и, возможно, с ним даже перестанут общаться. Конечно, подобное происходит не сразу, все же понимают, что люди неидеальны, бывают плохие дни и т.п.

Как бы то ни было, это не отменяет того факта, что Кеша прекрасно осознает общую схему, знакомую еще с детской поры: "сейчас к нему относятся хорошо, но если он будет вести себя плохо, то ситуация изменится".

Это и называется репутационными рисками. Понимание того, что между текущим отношением и действиями, а конкретнее их практическим результатом и эмоциональным окрасом, существует взаимосвязь.

Однако, когда дело касается чего-то объемного, такого как интернет, то создается ощущение безграничности. Плюс, существует понятие анонимности (хотя тут существуют нюансы, но для обзора это не столь важно).

И действительно, в интернете легко можно "шкодить по мелкому" без особых последствий. Например, от того, что некий пользователь "user100101" кого-то потроллил, никто не будет пытаться найти его в реальности (хотя, конечно, зависит от контекста, но если это какие-то мелочи, то вряд ли).

Но, это сродни надписям в разных местах. Коммуникацией сложно назвать. Хотя существуют нюансы, но обзор не об этом.

Когда же человек, хоть и под вымышленным ником, выстраивает взаимоотношения с неким социумом, то принцип из примера с Кешей остается тем же. В частности, если пользователя считают адекватным человеком, то ему вряд ли захочется это терять и поэтому ему приходится учитывать репутационные риски. Например, вести себя сдержанно.

Второй момент. Нередко социумы переплетены между собой. Поэтому изменение репутации в одном кругу может расползаться по другим.

По сути, это всем известное "знакомый моего знакомого". Несмотря на то, что выражение кажется нелепым, оно неплохо отражает суть. Как уже говорил, обычно у человека существует один или несколько кругов знакомых. Это означает, что у других людей аналогичная ситуация - у них тоже может быть несколько кругов знакомых. И эти круги не обязательно одни и те же. Поэтому репутация из одной группы может переноситься в другие.

Абстрактный пример. Допустим, Кеша знает Колю. Коля знает Петю. Петя знает Настю. Как-то Настя познакомилась с Кешей и обмолвилась об этом Пете. Петя рассказал, что слышал о подобном человеке от Коли. Настя попросила на всякий случай узнать подробнее ("а вдруг донжуан недоделанный", ну или человеческое любопытство). Петя поговорил с Колей и рассказал об этом Насте. А вот что конкретно рассказал Петя Насте уже зависит от того, какая репутация была у Кеши в глазах Коли.

Иными словами, репутационные риски более важны, чем это может казаться на первый взгляд. Так, если Кеша будет плохо выглядеть в глазах Коли, то это поставит под угрозу его амурные отношения с Настей, несмотря на то, что они только познакомились.

Конечно, пример простой, но он демонстрирует как может распространяться информация. А учитывая, что в наше время интернет существенно увеличил скорость коммуникации, этот аспект не стоит игнорировать.

К чему такое длительное описание и при чем здесь бизнес и фриланс? Суть в том, что эти особенности вполне аналогично происходят в этих сферах. Более того, сбор информации о других людях в них еще более важен и поэтому часто встречается.

Например, вполне нормальное явление, что в ситуации если человеку что-то нужно, то  до того, как поискать в интернете незнакомцев, он будет спрашивать у своих знакомых. Банально потому, что это реальный опыт, а не тексты с красивыми рейтингами. Но даже если человек будет искать в интернете, то он так же обратит внимание на отзывы и прочую информацию о репутации.

Ну, а если же речь о чем-то известном и популярном, то информация может разноситься с молниеносной скоростью. Абстрактный пример. Допустим, появляется некий товар, который долго анонсировали и которого многие ожидали. Если с ним будут связаны негативные вещи, то это может существенно повлиять на уровень продаж.

Конечно, существуют и такие ситуации, когда репутационные риски не особо важны. Утрируя, один магазин в радиусе 10 км. Однако наличие плохой репутации это вполне неплохое подспорье для потенциальных конкурентов, ведь лояльных клиентов-то нету.

Тем не менее, стоит понимать, что репутация вещь крайне непостоянная.

Не просто так в рынке существует огромное количество предложений по управлению репутацией. Ну и вообще это давно известные каждому вещи в стиле "был плохим, стал хорошим" и "был хорошим, стал плохим". При чем они могут ни один раз чередоваться. Утрируя, в детстве был забиякой, потом стал примерным школьником, затем был "бурным" студентом, потом стал ответственным в своем деле, потом некоторое время занимался делами из рук вон плохо, затем снова стал ответственным и известным, и так далее.

Как это относится к репутационным рискам? Очень просто. Несмотря на то, что пример звучит легко и беззаботно, обычно изменение репутации дело крайне затратное и хлопотное (при чем не всегда только в сторону из плохого в хорошего; так, если вы пытались стать из "паиньки" эдаким "мачо-забиякой", то знаете, что это непросто). Не говоря уже о том, что каждый может вспомнить из своей жизни примеры, когда какой-то один отдельный случай резко отражался на имидже, создаваемым длительное время.

Поэтому о репутационных рисках стоит задуматься до того, когда этот вопрос станет действительно актуальным.

Так же советую ознакомиться с обзором типичные ошибки в бизнесе.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.