Зачем психология нужна в бизнесе?

Зачем психология нужна в бизнесе?

Периодически можно встретить заблуждение, что бизнес это только деньги, финансы и расчет. Отчасти это так. И, справедливости ради, стоит отметить, что такой бизнес даже может существовать. Но, чаще же подобное предубеждение, что психологию не нужно учитывать, приводит к неоправданным издержкам.

Чтобы подтвердить данное утверждение, рассмотрим несколько интересных моментов, связанных с психологией.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Мораль и бизнес не всегда пересекаются

Некорректные вопросы, деструктивная критика и многое-многое. Все это, к сожалению, не является редкостью в деловой сфере, так как далеко не для всех мораль представляет ценность. Поэтому, даже если вы занимаетесь выращиванием прекрасных цветов или же шитьем удивительных платьев, то все равно необходимо уметь защищаться от подобных вещей.

Это как со слухами в обыденной жизни. Вы можете быть самым невероятным человеком во вселенной, но слухи могут настолько разрастись, что людям будет проще в них поверить, чем попытаться с вами как-либо взаимодействовать. Конечно, и в этой ситуации можно много чего сделать, но это уже выходит за рамки данной заметки.

Небольшой пример для понимания. Если все ваши знакомые будут говорить, что «там-то» все время грязно и невкусно, то вряд ли вы решите зайти в подобное место.

 

Клиент может не понять спор конкурентов, но свое он хорошо понимает

Когда вы слышите о том, как борются между собой какие-то гиганты или же спор касается чего-то специфического, то часто это напоминает описание фильма — где-то там, кто-то там, с кем-то борется, за что-то там. Например, если клиенту нужен сайт, то спор о лучшей платформе между фрилансерами может напоминать «из фразы понятна только брань».

Однако, когда дело касается тех вещей, которые клиент легко может представить в своей жизни, то это может быть весьма критичным. К примеру, отзыв о хамском отношении в плане психологического восприятия происходящего. Человек легко может представить себя на этом месте. Как он приходит за товаром, как ему хамят и как ему это не понравится.

Поэтому нужно, как минимум, уметь соблюдать стиль делового общения и уметь справляться с критическими ситуациями. В этом смысле, может быть весьма полезным позитивное мышление.

 

Нередко контекст ситуации может быть за рамками

Если вы когда-нибудь читали форумы, то вероятно обращали внимание, что чем больше сообщений в теме, тем больше необходимость в том, чтобы читать всю ветку с нуля, так как исходный контекст ситуации «как бы размазывается». Иными словами, случайно просмотренные отдельные сообщения могут по разному восприниматься вне контекста.

Если при живом общении подобное может иметь ситуационный характер и поэтому чисто психологически проще воспринимается и решается. К примеру, вы случайно увидели, как двое знакомых людей ругаются между собой, потом подошли и уточнили причины.

То, к примеру, в интернете не все так просто. Оставленные сообщения обычно никуда не исчезают и нередко их могут прочесть сотни, тысячи и миллионы людей в разные промежутки времени. Все ли из них будут читать полную переписку и вся ли она в открытом доступе (в одном месте написали одно, во втором продолжили, в третьем возник еще спор и так далее)? Маловероятно.

Поэтому важно учитывать этот момент. Особенно, возвращаясь к разделу про мораль и бизнес.

 

Неадекватный клиент

Никто не может гарантировать, что вам всегда будут встречаться только адекватные люди. Поэтому важно знать как минимизировать проблемы, создаваемые неадекватными индивидуумами.

Для понимания, истерика от подобного человека может банально испугать остальных клиентов. Что-то вроде «ой, там что-то непонятное, а у меня своих проблем полно, пойду-ка я в иное место».

 

Понимание проблем клиента как рост своего дела

Если вы не понимаете проблем своих клиентов, то успех вашего дела очень сильно зависит от случайности. Простой пример, если у ваших клиентов немного денег и они очень любят только груши, то сколько бы бананов вы не привезли и по какой бы цене не продавали, толку от этого будет мало.

Более сложный пример, чтобы проще было увидеть важность психологического аспекта. Коля и Петя решили продавать одни и те же яблоки. Однако, Коля решил продавать яблоки пакетами по 1 кг, а Петя решил, что клиенты сами будут взвешивать нужное им количество. Кто из них будет с большей прибылью? Зависит от привычек и нужд клиента.

Так, если люди постоянно спешат и для них не особо важно количество («чуть больше, чуть меньше»), то метод Коли будет предпочтительнее. Но, если клиентам важен вес и они не торопятся, то подход Пети может оказаться более выгодным.

 

Послесловие

Как видите, психология тесно связана с бизнесом, поэтому не стоит отбрасывать ее в сторону. Так, уникальные идеи могут не получить отклика у потенциальных потребителей просто из-за того, что они не решают реальные нужды клиентов. В то время, как их более простые копии, но «чуть допиленные», могут вызвать бурный интерес.

Однако, помните про здравую логику и то, что у вас своя голова. Во-первых, в каждом деле своя специфика. Где-то психология особенно важный аспект, а где-то мало проявляется. Во-вторых, все очень сильно зависит от размеров. К примеру, многим начинающим фрилансерам хватает понимания основ делового общения (и некоторых нюансов по типу предоплаты и маркеров вида «что-то клиент виляет»). В-третьих, день состоит из 24 часов, а различных задач много и всех их нужно успевать делать. Поэтому не стоит уделять внимание только чему-от одному. И так далее.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.