Что такое издержки?

Что такое издержки?

Чем бы вы не занимались, расходы будут всегда. Поэтому очень важно уделять внимание учету и анализу издержек. От их размеров зависит эффективность дела — будет ли оно прибыльным или нет.

Но, обо всем по порядку.

Издержка это

Издержка — это затраты на что-либо. Чаще всего, этот термин встречается в экономической сфере, где под издержками подразумеваются денежные расходы, связанные с производством товаров или предоставлением услуг.

Стоит знать, что вложенные усилия так же могут представляться в виде издержек. В данном случае, под ними понимают стоимость потраченного времени и сил.

 

Виды издержек

Понимание связи между производством товаров (оказанием услуг) и понесенным расходами — ключ к успешности бизнеса. Поэтому рассмотрим основную классификацию издержек.

Внешние и внутренние издержки

Внешние издержки — это любые расходы, связанные с приобретением сырья, оплатой услуг, закупкой техники, заказом рекламы и прочими факторами. Простыми словами, это то, что вам приходится тратить и отдавать кому-либо другому.

Внутренние издержки — это неявные расходы, которые возникли в связи использованием внутренних ресурсов. Тут немного сложнее.

Для понимания, рассмотрим два примера.

1. Если ваша техника простаивала, в связи с ожиданием подтверждения заказчика проекта, вместо того, чтобы использоваться для выполнения иных заказов, то это является внутренней издержкой. Так как простой это потеря времени и ресурсов, которые могли бы принести прибыль.

2. Использование собственных ресурсов для повышения качества товара. Однако, тут важно учесть, что в эти издержки не входит все то, что связано с внешними расходами.

Если внешние издержки чаще всего легко вычислить и учесть, то внутренние не всегда видны с первого взгляда. Однако, учет вторых весьма важен при планировании.

К примеру, дело с большим количеством мелких заказов, где простоев практически не бывает, может быстрее расшириться, нежели дело с частыми простоями и периодическими большими проектами.

Постоянные, переменные и общие издержки

Постоянные издержки (FC) — это такие расходы, которые не зависят от количества произведенных товаров или оказанных услуг. Простыми словами, сделали вы 100 товаров или 200 не имеет значения, эти затраты будут одинаковыми. К примеру, для фрилансера постоянным расходом является интернет. Такие издержки нередко еще называют затратами для возможности осуществления деятельности.

Переменные издержки (VC) — это расходы, которые зависят от объемов созданных товаров или предоставленных услуг. Это сырье, время, силы и прочее. Простыми словами, чтобы сделать больше товаров нужно больше денег. Стоит знать, что данные расходы обычно не линейны. К примеру, в зависимости от объемов, цены поставщиков на материалы могут снижаться (скидки, акции, бонусы). Но, вместе с этим, чем больше объемы, тем больше может требоваться дополнительных издержек.

Общие издержки (TC) — это сумма постоянных и переменных расходов. Данная метрика позволяет оценивать общее состояние дел.

 

Расчетные характеристики

Взяв за основу постоянные, переменные и общие издержки, производят расчет специальных характеристик, позволяющих быстро принимать решения в рамках краткосрочных периодов.

Средние издержки

На единицу товара или услуги рассчитывают значения удельных постоянных (AFC), переменных (AVC) и общих затрат (ATC) от общего объема по следующим формулам

AFC = FC / Q

AVC = VC / Q

ATC = TC / Q = (FC + VC) / Q

где Q это объем товаров или услуг

Данные характеристики позволяют быстро определить какие издержки придется понести, если потребуется увеличить объем товаров. Однако, учтите, что их использование возможно в рамках небольших периодов. В чистом виде, для долгосрочной оценки данные метрики не годятся, так как требуется более комплексный подход (об этом чуть позже).

Важно знать о средних издержках:

1. Удельные постоянные издержки AFC вначале быстро снижаются, а затем их изменение становится медленным и плавным. Небольшой пример. Допустим, интернет для фрилансера стоимостью 200 рублей в месяц. При выполнении всего 1 проекта AFC будет равным 200 (200 / 1), для 2-х уже 100 (200 / 2), но разница между 20 (200 / 20) и 21 (200 / 21) проектом уже будет существенно меньше.

2. Удельные переменные издержки AVC обычно вначале быстро снижаются, а затем, достигнув определенной точки, начинают расти. Пример. Когда речь идет об оптовой поставке, то там всегда есть минимальное значение. То есть, если вы печете хлеб, то никто не будет продавать вам по оптовой цене 1 кг муки, меньше мешка в 50 кг взять не получится. Поэтому первичное увеличение объема выпекаемого хлеба вначале сопровождается снижением издержек AVC, но когда муки в 50 кг уже будет мало, то это значение начнет расти, так как муки потребуется больше и возникнут сопутствующие дополнительные издержки (хранение, доставка и прочее).

3. Удельные общие издержки ATC складываются из суммы, поэтому они так же вначале снижаются, но затем начинают расти.

Предельные издержки

Предельные издержки (MC) — это характеристика, отражающая какой прирост затрат будет связан с добавлением объема производства товара или услуг. Формула весьма проста:

MC = (TCn — TCn-1) / (Qn — Qn-1)

В частном случае для 1 единицы товара, все сводится к разнице между переменными издержками VC, так как постоянные не меняются.

Предельные издержки позволяют понять как изменится прибыль и выгодно ли увеличение / уменьшение объема товаров или услуг. 

Например, если увеличение объема на 10 единиц приведут к увеличению общих издержек на 1000 рублей, то это будет означать, что каждый дополнительно произведенный товар будет обходиться в 100 рублей.

Эти характеристики вызывают немало вопросов, так что перейдем к тому, как их можно применять.

 

Анализ характеристик

Все полученные значения используются для анализа. Рассмотрим их подробнее.

Анализ передельных издержек

Предельные издержки используются для анализа того, выгодно ли увеличивать темпы производства товаров или предоставления услуг.

Анализ предельной издержки

Если не затрагивать математические выкладки, то известно, что MC пересекает удельные переменные издержки AVC в точке A (минимум), а удельные общие расходы ATC в точке B (минимум).

Это означает, что если:

1. MC < ATC, то имеет смысл увеличивать объем, так как с каждой единицей прибыль растет. Смысл прост — общие удельные издержки будут меньше с каждым дополнительным товаром.

2. MC = ATC, то это точка равновесия, когда издержки минимальны, а прибыль с каждого товара максимальна.

3. MC > ATC, то издержки приходится покрывать за счет прибыли.

Однако, рассматривать объем и расходы без рыночной цены товара несколько бессмысленно.

Издержки и цена

Чтобы понять зависимость цен товаров и издержек, рассмотрим три варианта цен с кривыми MC и ATC.

Издержки и цена

P1 — рыночная цена выше минимального значения ATC.

P2 — стоимость товара равна минимальному значению ATC.

P3 — цена ниже минимального значения ATC.

Рассмотрим P1. В этом случае, начиная с определенного объема товаров, бизнес может приносить прибыль, так как издержки будут меньше стоимости товара. Эта зона подкрашена зеленым.

Рассмотрим P2. В этом случае, бизнес может существовать только в точке минимума удельной общей издержки ATC. Иначе, издержки будут превышать стоимость товара.

Рассмотрим P3. В этом случае, какое бы дело не было, оно является изначально убыточным.

Так же важно учитывать такую метрику как спрос, ведь от того, что вы можете производить 10000000 единиц, не значит, что товар требуется в таком количестве.

Как видите, такие расчеты позволяют очень быстро определить ситуацию с товаром и какие шаги можно предпринимать (стоит ли увеличивать или наоборот сворачивать объемы, сколько необходимо продавать товара, чтобы иметь достаточную прибыль и прочее).

Расчет расходов долгосрочного периода

Анализ расходов долгосрочного периода немного сложнее, так как в зависимости от масштабов (объема товаров) можно использовать разные подходы для бизнеса.

К примеру, рыбу можно ловить удочкой, можно сетями, а можно создать собственный пруд, где разводить необходимое количество рыбы. В каждом из этих случаев, размеры постоянных и переменных издержек будут разными, как и их удельные значения.

Поэтому для каждого из вариантов строится краткосрочный план и кривые ATC объединяются в одну, как на рисунке ниже:

Расчет расходов долгосрочного периода

После этого, рассматривают объем спроса и рыночные цены, а затем выбирается наиболее оптимальный вариант. Так, если, при одинаковой стоимости товара, прогнозируется, что необходимый объем близок к Q2, то вариант бизнеса с ATC2 является более предпочтительным.

 

Как снизить издержки

По большому счет, есть всего три варианта снижения издержек (не считая снижения или увеличения объемов для достижения точки минимума удельного общего расхода):

1. Оптимизация постоянных расходов. К примеру, использование более дешевых услуг и товаров. Вместо многофункциональной техники для постоянного использования приобретать более простую, но обеспечивающую все необходимое. Вместо дорогого и быстрого интернета более дешевый с достаточной скоростью. И так далее.

2. Оптимизация переменных издержек. Разные поставщики могут предлагать разные цены. Можно использовать альтернативные виды материалов для снижения себестоимости. И так далее.

3. Переход к иному варианту ведения бизнеса. В данном случае, речь идет о пересмотре всего подхода к производству товара или предоставлению услуг. К примеру, не пытаться ловить рыбу дешевыми или наоборот специфическими удочками, а использовать сети.

Однако, всегда стоит про здравую логику. Ведь, снижение издержек легко может означать снижение потенциала и возможностей. К примеру, сложная техника может пригодится, если потребуется расширение ассортимента.

 

Послесловие

В рамках данной заметки, были рассмотрены одни из самых основных моментов. Что такое издержка, какие виды бывают, как их необходимо считать, как расходы используются при анализе, чем отличается краткосрочное планирование от долгосрочного и какие есть основные пути для снижения затрат.

Хочется так же отметить, что именно с издержек начинается любой бизнес, как я уже об этом говорил в активах и пассивах. Поэтому, чем больше вы знаете об их учете и анализе, тем легче вам будет действовать.

Для более полного анализа предельные издержки рассматривают совместно с предельным доходом, что позволяет понять реальный максимум объема товаров, при котором будет достигнута максимальная прибыль.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.