Чем бы вы не занимались, вам всегда приходится задумываться о том, как искать клиентов. Ведь многое в экономике завязано на продажах между людьми. Этот вопрос особенно сложен для тех, кто только начинает заниматься делом. Как минимум, они не знают сути проблемы и от того, у них случается немало провалов. Поэтому далее я рассмотрю по порядку все важные аспекты этого затейливого процесса.
Сразу оговорюсь, что в рамках данной статьи не будут рассматриваться черные и серые методы - это противоречит смыслу сайта.
Проблема как найти клиентов
Поиск клиентов это весьма проблемная тема для многих людей. И дело не столько в том, что сам поиск сложен и труден. Такое бывает, но в очень редких случаях. А сколько в том, что об этом приходится задумываться самим. В детском саду - еще рановато, в старших классах школы - то же не до того, и, казалось бы, в студенческие годы имел бы смысл такой предмет, но и там такого нет (в большинстве случаев).
Это значит, что когда встает вопрос как найти клиентов, то многие люди даже не знают с чего начать и с какой стороны подступиться. Хотя все весьма просто и банально. Запомните, запишите и повесьте себе рамку с каллиграфией:
Предоставляемая услуга, или товар, или сервис должны решать проблемы и нужды клиентов!
Научиться общаться с клиентами, отвечать на неудобные вопросы и прочее, вы еще успеете. Но, все это будет малоэффективно, если то, что вы предлагаете, не будет иметь смысла для клиентов.
Вспомните себя. Вы идете в магазин, так как хотите есть. Идете стричься, так как появились патлы. Пользуетесь транспортом, так как вам нужно быстро добраться до места назначения, а не топать километры пешком. Приобретаете услуги, так как они могут быть выгодны вам.
То есть все то, за что вы сами платите деньги и что представляет для вас либо проблему, либо необходимость, либо ваше желание. Даже если речь идет о товаре, с которым еще не знакомы клиенты. Если товар стоящий, то клиент сможет оценить его пользу для себя, если же нет, то вы сами посмотрите косыми глазами на человека, предлагающего вам "не пойми что".
Что делать если вы только начинаете
Запомните, люди не сразу ходят, каждый когда-то начинал в первый раз. Поэтому нет ничего страшного в ошибках. Другое дело, не извлекать из них опыт и пользу для себя. Так что только ваша активность может помочь вам преодолеть этап начинающего. И чем больше активности вы проявляете, тем быстрее наберете опыт.
Второй частью является то, что многие сталкиваются с вопросами вида "мне нечего показать", "меня мало кто знает", "я не знаю этого-то". Все достаточно просто.
Если у вас нечего продемонстрировать, то либо поступайте как фрилансеры с постоплатой, либо создайте что-либо сами. Если вы дизайнер, то создайте несколько шаблонов и выложите их в общий доступ или же в площадки для продаж. Если вы автор статей, то создайте свой сайт (блог) и демонстрируйте свои творения. Если вы предоставляете какой-то товар, то напишите истории, желательно со скриншотами, демонстрирующие пользу от этого товара. Если вы предоставляете услуги, то предоставьте их бесплатно за отзывы. То есть, если у вас ничего нет, то создайте это.
Если вы чего-то не знаете, то посидите несколько вечеров в интернете. От этого вы не станете знатоком дела, но узнаете хотя бы базовый уровень. Уже легче будет действовать. Или найдите среди знакомых тех, кто знает об этом и попросите их поделиться опытом. То есть придерживайтесь правила не знаю - значит уже ищу информацию.
Вполне логично, что если вы начинаете, то вас еще никто не знает. Но, как бы не казалось банально, чтобы о вас узнали, нужно то, из-за чего вас должны знать. То есть решая первые два вопроса, вы автоматически решаете и этот, хоть и частично.
Помните, что если вы далеко от клиента, то и узнать о вас сложнее. Сделайте вашу визитную карточку (портфолио) и разместите его в интернете. Поищите места скопления клиентов. Расскажите знакомым, что вы этим планируете заниматься. Но, никогда не занимайтесь делом со своими знакомыми. Можно что-то бесплатно сделать, чтобы появились первые отзывы, но никогда не мешайте личное и дело.
Способы и советы как найти клиентов
Теперь, рассмотрим способы и советы как найти клиентов.
1. Научитесь все успевать. И это не шутка. Вспомните себя, когда вы что-либо приобретаете. Чего вы ждете от других людей? Быстроты, качества, ответственности и прочего, начиная с вашего появления и заканчивая вашим довольным уходом. Если у вас все вкривь и вкось, вы везде все не успеваете, то само дело может провалиться еще в момент продажи.
2. Создайте свое визитную карточку в интернете. Это может быть сайт, это может быть профиль в каком-то известном сайте или нечто иное. Как бы то ни было, но интернет сейчас доступен практически везде. Клиент не будет слушать два часа вашего расхваливания себя или товара.
Однако, если вы не будете его перегружать информацией, а просто предоставите адрес страницы, где он может узнать подробнее обо всех интересующих его вопросах, то такую информацию он может запомнить или сохранить. В крайнем случае, клиент сам вас спросит о том, что ему интересно узнать о вас или товаре.
3. Учитесь общаться. Общение с клиентом подразумевает не то, что вы должны как красочный литератор уметь высокопарно изъясняться, хотя и подобное может требоваться. А то, что вы можете корректно сформулировать информацию и вести грамотную переписку или общение по делу.
Тут как. Даже если клиенту нравятся ваши стихи и красивые истории (от чего он закрывает глаза на ваши ошибки и безалаберность), то это может быть временно. Когда клиент встретит человека, с которым дело происходит быстро и просто, то он, как минимум, задумается.
4. Реклама. Сегодня интернет это обыденность. Поэтому не стоит ограничиваться только небольшим островком в виде сайта. Рекламируйте себя или свой товар. При чем речь не обязательно идет о Google Adwords или Яндекс Директ. Даже общение, с упоминанием услуг или товара, в блогах, форумах и просто тематических ресурсах может сказываться положительно.
5. Оффлайн реклама. Интернет хоть и привычная штука для людей, но это не отменяет того факта, что оффлайн, то есть реальная жизнь может быть так же неплохим источником клиентов. Например, если у вас остались какие-то деловые контакты (то есть просто люди, с которыми вы когда-то вместе делом занимались), то имеет смысл им напомнить про вас.
Как минимум, это так же может решить проблемы начинающих, ведь о вас уже есть приятное впечатление и конкретный опыт. Но, помните, что личное не стоит смешивать с делом, так как любая проблема или конфликт отразятся не только в деле, но и в личной жизни.
6. Специализированные деловые ресурсы. Есть немало различных бирж и просто сайтов, где договариваются об услугах и товарах. Поэтому обязательно просмотрите в интернете есть ли таковые. Конечно, часть из них могут брать свой процент. Но это может быть объяснимо, так как они являются концентраторами клиентов (то есть во многом берут на себя проблему поиска клиентов).
7. Проявляйте активность. Любая ваша публичная активность (то есть, о которой знают или могут узнать другие) может быть источником клиентов. К примеру, немалому количеству клиентов выгоднее обратиться к тем, кого они знают, даже при отсутствии у последних знаний и умений. Ведь, они видят, что человек может разобраться в теме вопроса и пусть не сверхкачественно, но точно решить проблему. В данном случае риск просто меньше.
Другой стороной является то, что часть клиентов могут быть даже с вами не знакомы лично, но видеть результаты вашей деятельности и сами обратиться.
Послесловие
В данной статье, я разобрал основные проблемы, рассказал про советы для начинающих, а так же перечислил основные способы найти клиентов. Так что, вооружившись этими знаниями, вам будет проще и легче браться за поиск клиентов.
Всегда помните про здравую логику, про то, что в бизнесе нет границ (а значит всегда можно придумать что-то свое), и действуйте, клиенты сами найдутся.
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.