Сетевой маркетинг: что это, плюсы и минусы, нюансы

Что такое сетевой маркетинг?

Каждый из нас хоть раз, но слышал про сетевой маркетинг. О том, что данный подход может приносить неплохую прибыль. О том, что это легкий метод создания собственного бизнеса. О том, что у данного метода продаж немало плюсов. И много еще чего.

Так ли это, рассмотрим в данном обзоре.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Сетевой маркетинг это

Сетевой маркетинг (многоуровневый маркетинг, multilevel marketing, MLM) - это концепция реализации товаров и услуг, подразумевающая создание сети независимых продавцов (дистрибьютеров), каждый из которых так же может привлекать дистрибьютеров и получать проценты с их продаж.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с обзором про финансовые пирамиды и почему ими не стоит заниматься. Так как их часто пытаются выдать за сетевой маркетинг.

Общая схема выглядит следующим образом:

1. Существует поставщик с готовым товаром.

2. Привлекаются первые дистрибьютеры товара. За каждую продажу они получают свои проценты.

3. Первые дистрибьютеры привлекают еще людей (затем эти люди привлекают еще людей и так далее). Доход начинает складываться из собственных прямых продаж и процентов от продаж привлеченных людей.

4. И, соответственно, существуют реальные клиенты, которые приобретают товар.

Учитывайте, что это общее представление. В реальности же, схемы могут быть весьма специфичными и подразумевать сложные финансовые механизмы расчета прибыли. Например, процент может складываться из количества привлеченных людей и построенных уровней (при этом с каждого уровня свой доход).

 

Сетевой маркетинг это бизнес?

С одной стороны, сетевой маркетинг схож с бизнесом, так как вы приобретаете товар у поставщика, а затем реализуете его своим клиентам. При этом самостоятельно ищите клиентов, осуществляете продажу и так далее.

С иной стороны, это не совсем ваше дело, так как все взаимодействия регламентируются поставщиком. Например, если вы сформировали сеть по продаже косметики, то вы не сможете использовать ее для реализации чего-либо еще. Кроме того, если поменяются условия или проценты, то вы ничего не сможете с этим сделать.

Поэтому, сетевой маркетинг сложно назвать реальным бизнесом (вернее, это бизнес поставщика). Грубо говоря, это как партнерская программа, которая позволяет вам получать доход, но не является собственным делом.

 

Плюсы и минусы сетевого маркетинга

Рассмотрим одни из основных преимуществ и недостатков сетевого маркетинга.

Плюсы сетевого маркетинга

1. Меньше издержки рекламы - дешевле цена для клиента.

2. Вы можете действовать по своему усмотрению. Например, в свободное время для получения дополнительного дохода.

3. Если вы грамотно построили сеть и товар пользуется постоянным спросом, то это как пассивный доход. Вы ничего не делаете, а количество денег увеличивается.

4. Приобретение опыта с более "мягкими" стартовыми условиями. Известный товар, готовые схемы продаж и тому подобное.

5. Возможность предоставлять уникальный сервис клиентам. К примеру, если вы продаете товар знакомым, с которыми периодически проводите время, то необходимость в оплате доставки отпадает.

Минусы сетевого маркетинга

1. Вероятность ухудшения взаимоотношений со знакомыми и близкими, ведь любые проблемы автоматически будут обращены к вам. Как говорится, лучше не смешивать бизнес и личное.

2. Чем больше существующая сеть, тем меньше вероятность добиться приемлемых доходов начинающим. Как минимум, сложнее найти клиентов и тех, кто хотел бы заниматься продажами в сети.

3. Построение сети может потребовать много времени. Хоть механизм продаж и кажется простым, в реальности же создание сети может требовать годы.

4. Любая построенная сеть потенциально нестабильна. Иными словами, в любой момент времени прибыль может резко сократиться. К примеру, люди продавали месяцами, затем посчитали доходы и решили заняться чем-то иным. 

5. Могут быть сложные для понимания схемы расчета процентов. В стиле "вроде и выручка большая, а прибыли...".

6. Могут быть специфические условия. К примеру, немалые денежные взносы или обязательное приобретение партии товаров.

7. Может быть замаскированная финансовая пирамида. К примеру, вы приобретаете товар, который никому не нужен, а доход поступает только от привлеченных людей, которые так же приобрели никому ненужный товар. Иными словами, реальных клиентов нет.

8. В первых этапах людям приходится сталкиваться с тем, что 80-90% потенциальных клиентов будут отказываться от товара (по сведениям разных источников). И это уже после того, как продавец приобрел товар у поставщика.

9. Репутация. Под эгидой сетевого маркетинга было реализовано немало финансовых пирамид или схожих схем. Соответственно, если вы этим занимаетесь, то существует ненулевая вероятность, что придется потратить много времени и сил для создания делового образа.

10. В попытке как можно быстрее создать сеть или вернуть вложения, некоторые люди попросту не рассказывают обо всех нюансах или используют неэтичные психологические методы.

 

Послесловие

В рамках данного обзора, вы узнали что такое сетевой маркетинг, можно ли его называть бизнесом, а так же плюсы и минусы подобной схемы.

Суммируя вышесказанное, данный метод реализации товаров в первую очередь полезен поставщику, так как сокращает его издержки и увеличивает товарооборот. Выгода же клиента в цене и гибких условиях (тот же пример с доставкой).

А вот у дистрибьютеров не все так однозначно. С одной стороны, по разным источникам, вероятность добиться хотя бы приемлемого дохода крайне мала (в районе 1-5% и это не считая остальных нюансов). С иной стороны, можно сформировать неплохой опыт (к примеру, как общаться с клиентами, какие возникают проблемы при продажах и прочее).

Поэтому всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова. Как минимум, подсчитайте все затраты, сделайте хотя бы приблизительный расчет необходимого числа продаж, чтобы достигнуть приемлемых результатов, поинтересуйтесь "ДО" у своих знакомых интересны ли им подобные виды товаров, почитайте отзывы (положительные и отрицательные), предусмотрите финансовую подушку безопасности, план Б и так далее.

Иными словами, создайте упрощенный бизнес-план. Может быть подобная схема будет рациональной для вас, а может и нет. Как говорится, деньги всегда подразумевают учет.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.