Каждый из нас хоть раз, но слышал про сетевой маркетинг. О том, что данный подход может приносить неплохую прибыль. О том, что это легкий метод создания собственного бизнеса. О том, что у данного метода продаж немало плюсов. И много еще чего. Так ли это, рассмотрим в данном обзоре.
Сетевой маркетинг это
Сетевой маркетинг (многоуровневый маркетинг, multilevel marketing, MLM) - это концепция реализации товаров и услуг, подразумевающая создание сети независимых продавцов (дистрибьютеров), каждый из которых так же может привлекать дистрибьютеров и получать проценты с их продаж.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с обзором про финансовые пирамиды и почему ими не стоит заниматься. Так как их часто пытаются выдать за сетевой маркетинг.
Общая схема выглядит следующим образом:
1. Существует поставщик с готовым товаром.
2. Привлекаются первые дистрибьютеры товара. За каждую продажу они получают свои проценты.
3. Первые дистрибьютеры привлекают еще людей (затем эти люди привлекают еще людей и так далее). Доход начинает складываться из собственных прямых продаж и процентов от продаж привлеченных людей.
4. И, соответственно, существуют реальные клиенты, которые приобретают товар.
Учитывайте, что это общее представление. В реальности же, схемы могут быть весьма специфичными и подразумевать сложные финансовые механизмы расчета прибыли. Например, процент может складываться из количества привлеченных людей и построенных уровней (при этом с каждого уровня свой доход).
Сетевой маркетинг это бизнес?
С одной стороны, сетевой маркетинг схож с бизнесом, так как вы приобретаете товар у поставщика, а затем реализуете его своим клиентам. При этом самостоятельно ищите клиентов, осуществляете продажу и так далее.
С иной стороны, это не совсем ваше дело, так как все взаимодействия регламентируются поставщиком. Например, если вы сформировали сеть по продаже косметики, то вы не сможете использовать ее для реализации чего-либо еще. Кроме того, если поменяются условия или проценты, то вы ничего не сможете с этим сделать.
Поэтому, сетевой маркетинг сложно назвать реальным бизнесом (вернее, это бизнес поставщика). Грубо говоря, это как партнерская программа, которая позволяет вам получать доход, но не является собственным делом.
Плюсы и минусы сетевого маркетинга
Рассмотрим одни из основных преимуществ и недостатков сетевого маркетинга.
Плюсы сетевого маркетинга
1. Меньше издержки рекламы - дешевле цена для клиента.
2. Вы можете действовать по своему усмотрению. Например, в свободное время для получения дополнительного дохода.
3. Если вы грамотно построили сеть и товар пользуется постоянным спросом, то это как пассивный доход. Вы ничего не делаете, а количество денег увеличивается.
4. Приобретение опыта с более "мягкими" стартовыми условиями. Известный товар, готовые схемы продаж и тому подобное.
5. Возможность предоставлять уникальный сервис клиентам. К примеру, если вы продаете товар знакомым, с которыми периодически проводите время, то необходимость в оплате доставки отпадает.
Минусы сетевого маркетинга
1. Вероятность ухудшения взаимоотношений со знакомыми и близкими, ведь любые проблемы автоматически будут обращены к вам. Как говорится, лучше не смешивать бизнес и личное.
2. Чем больше существующая сеть, тем меньше вероятность добиться приемлемых доходов начинающим. Как минимум, сложнее найти клиентов и тех, кто хотел бы заниматься продажами в сети.
3. Построение сети может потребовать много времени. Хоть механизм продаж и кажется простым, в реальности же создание сети может требовать годы.
4. Любая построенная сеть потенциально нестабильна. Иными словами, в любой момент времени прибыль может резко сократиться. К примеру, люди продавали месяцами, затем посчитали доходы и решили заняться чем-то иным.
5. Могут быть сложные для понимания схемы расчета процентов. В стиле "вроде и выручка большая, а прибыли...".
6. Могут быть специфические условия. К примеру, немалые денежные взносы или обязательное приобретение партии товаров.
7. Может быть замаскированная финансовая пирамида. К примеру, вы приобретаете товар, который никому не нужен, а доход поступает только от привлеченных людей, которые так же приобрели никому ненужный товар. Иными словами, реальных клиентов нет.
8. В первых этапах людям приходится сталкиваться с тем, что 80-90% потенциальных клиентов будут отказываться от товара (по сведениям разных источников). И это уже после того, как продавец приобрел товар у поставщика.
9. Репутация. Под эгидой сетевого маркетинга было реализовано немало финансовых пирамид или схожих схем. Соответственно, если вы этим занимаетесь, то существует ненулевая вероятность, что придется потратить много времени и сил для создания делового образа.
10. В попытке как можно быстрее создать сеть или вернуть вложения, некоторые люди попросту не рассказывают обо всех нюансах или используют неэтичные психологические методы.
Послесловие
В рамках данного обзора, вы узнали что такое сетевой маркетинг, можно ли его называть бизнесом, а так же плюсы и минусы подобной схемы.
Суммируя вышесказанное, данный метод реализации товаров в первую очередь полезен поставщику, так как сокращает его издержки и увеличивает товарооборот. Выгода же клиента в цене и гибких условиях (тот же пример с доставкой).
А вот у дистрибьютеров не все так однозначно. С одной стороны, по разным источникам, вероятность добиться хотя бы приемлемого дохода крайне мала (в районе 1-5% и это не считая остальных нюансов). С иной стороны, можно сформировать неплохой опыт (к примеру, как общаться с клиентами, какие возникают проблемы при продажах и прочее).
Поэтому всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова. Как минимум, подсчитайте все затраты, сделайте хотя бы приблизительный расчет необходимого числа продаж, чтобы достигнуть приемлемых результатов, поинтересуйтесь "ДО" у своих знакомых интересны ли им подобные виды товаров, почитайте отзывы (положительные и отрицательные), предусмотрите финансовую подушку безопасности, план Б и так далее.
Иными словами, создайте упрощенный бизнес-план. Может быть подобная схема будет рациональной для вас, а может и нет. Как говорится, деньги всегда подразумевают учет.
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.