Пиар (PR): что это, виды, используемые методы

Пиар (PR)

В рамках данного обзора, рассмотрим что такое пиар, его особенности и виды, а так же применяемые технологии. Для чего это может быть полезно спросите вы, как читатель? Просто потому, что бизнес очень тесно связан с этим термином.

Прочитать Дисклеймер

Что такое Пиар?

Пиар (PR, Public Relations, Связи с общественностью) - это, в общем смысле, технологии создания и формирования требуемого образа объекта (товара, бренда и т.п.) или лица в глазах общественности.

Зачем вообще нужен пиар? Справедливости ради, суть в том, что чем больше у человека ассоциаций с объектом пиара, тем больше вероятности, что человек совершит требуемые действия. Звучит крайне неприятно, но тут важно разделять как и для чего пиар используется.

Утрированный позитивный пример. Допустим, у Коли хорошие товары с адекватной ценой (как говорится, "и вообще"), но о них никто не знает. Поэтому вероятность, что случайный потребитель приобретет что-нибудь, не так уж и высока. Однако, если о Коле появятся правдивые истории вида "какой он молодец", то к его товарам люди станут относиться иначе (даже если они их видят в первый раз). Логика в: "раз Коля молодец, то с большой вероятностью и его товары такие же".

Утрированный негативный пример. В принципе, можно рассматривать предыдущий пример с момента публикаций "мемуаров", только с небольшими изменениями в исходных условиях. Коля не "молодец", а "негодяй". Его товары не "хорошие", а "сляпаны на скорую руку".

Иными словами, пиар может как помочь людям получать качественные товары, а продавцам расширять свое дело, за счет распространения правдивой информации, так и создать обратный эффект.

 

Наиболее известные виды Пиара

Вообще, тема пиара достаточно многообразна, поэтому классификаций в ней много. Но, для первого ознакомления, как минимум, стоит знать о следующих четырех.

Что такое белый пиар?

Под белым пиаром понимают использование только достоверной и настоящей информации, а так же только честные методы, не подразумевающие различных уловок. Например, если у товара отличное качество и он продается по приемлемой цене, то нет ничего плохого в том, чтобы об этом всячески информировать общественность (в разумных пределах).

Что такое черный пиар?

Черный пиар - это использование "грязных" методов и приемов для достижения целей. Чаще всего, выглядит как избавление от конкурентов путем распространения очерняющей информации, например, с помощью вброса шокирующих историй. При этом подобные вести нередко сфабрикованы или же являются банальными слухами, хотя могут быть и правдой (ситуации разные бывают).

Суть таких приемов в том, чтобы потребители начали сомневаться и, соответственно, распределились по конкурентам (или перешли к конкретному конкуренту, если их всего два в одном ценовом сегменте).

Утрированный пример для понимания. Допустим, некий Вася использовал шампунь X и его все устраивало. Однако, в интернете он узнал, что производитель шампуня занимается чем-то нехорошим. Соответственно, Вася сомневается и начинает использовать шампунь Z (даже не смотря на то, что шампунь X остался ровно таким же). Проходит время и слухи развеиваются, но вот станет ли Вася опять приобретать шампунь X, если шампунь Z нормального качества и по аналогичной цене? Не сложно догадаться.

Что такое желтый пиар?

Желтый пиар - это раскрутка в рамках популярной скандальной истории. При этом важно отметить, что приводимые доводы и оглашаемые лозунги не обязательно нечисты по своей сути.

Утрированный пример для понимания. Допустим, Коля торгует мебелью и узнает про скандал, связанный с недобросовестным использованием лесных массивов. Что делает Коля? Он встает на защиту "хороших" с призывами вида "Торгую мебелью уже много лет, но никогда не позволял себе такого! К природе нужно относиться с уважением, я даже опилки никуда не выбрасываю, а они вона что делають!".

Тем самым, Коля демонстрирует следующие вещи: он "хороший", относится к ресурсам бережно (в данном случае к лесным массивам), долгие годы торгует мебелью, проявляет активность и еще ряд моментов. Другими словами, создается образ честного и справедливого делового человека. И Коля действительно может быть таким человеком. Но, тут только остается вопрос "с какой целью он проявил себя, с целью пиара или же действительно родеет за леса?".

Что такое серый пиар?

Серый пиар - это, по сути, пиар на грани. Может представлять собой как комбинацию различных техник, так и использование приемов, которые нельзя однозначно отнести к "хорошему" или "плохому".

Утрированный пример для понимания. Допустим, происходит неприятный инцидент в каком-то месте, а рядом с этим местом находится некий магазин X (ну, просто стоит себе и никого не трогает). Если в обзоре об инциденте упомянут о магазине X, то это своего рода серый пиар. Суть в следующем. С одной стороны магазин вообще никак не относится к произошедшему. С другой стороны у людей возникнут вполне разумные сомнения в стиле "а безопасно ли рядом с этим магазином, может стоит ходить в другие?".

 

Какие методы используются?

Рассмотрим несколько часто встречаемых методов, используемых в рамках пиара.

1. Обычная реклама. Суть в том, что реклама это не обязательно демонстрация объекта. Например. Если в баннере разместить крупным планом "супер хренорезка", то это реклама. Но, если в баннере красивая картинка с призывом к чистоте/бережливости/голосу разума и тому подобному, а "супер хренорезка" расположена где-то сбоку "как бы" невзначай, то это уже больше пиар.

2. Партизанский маркетинг. По сути, это специфическая разновидность рекламы.

3. Социальные сети. Эти сайты уже давно стали привычными для людей. Поэтому нет ничего удивительного, что с их помощью осуществляется пиар. Например, продвижение бренда.

4. Специальные мероприятия. Подобные мероприятия могут быть как полностью посвящены объекту пиара (например. ярмарки), так и нет (например, социальная активность). Каким бы не был вопрос (тема), основная суть таких мероприятий (в плане пиара) - это создание требуемого образа в стиле "клевые вечеринки только с товаром X", "лучше купить товар Y, так как видно, что часть денег идет на полезные вещи" и тому подобные.

Справедливости ради, читателю стоит понимать, что пользу от таких мероприятий могут получать не только объекты пиара, но и обычные люди. Например, некоторые "культурные эвенты" не существовали бы без поддержки извне.

5. Сарафанное радио. Не стоит недооценивать силу "сарафана", так как он может оказывать большое влияние. В основном из-за того, что люди знакомы и между ними устоявшиеся взаимоотношения (иными словами, к подобным источникам информации может быть больше доверия). Утрированный пример. Если сегодня вы приятно удивили 10 клиентов, то они поделятся этим событием со своими знакомыми и завтра к вам могут обратиться уже сотни.

6. Анализ рынка и отзывов пользователей. Если говорить простым языком, то пиар это не обязательно про "бегать и рассказывать". Анализ объекта и его соответствующая корректировка могут "сами собой" поспособствовать созданию соответствующего отношения.

Утрированный пример. Допустим, одни клиенты жалуются, что в булочках с изюмом много изюма. Другие, что мало. А третьи довольны. Если в такой ситуации сделать 3 разных булочки (больше, так же, меньше изюма), то клиентам это может понравиться и они станут сами пиарить ваши булочки, например, рассказывая через сарафан, что в таком-то месте действительно заботятся об интересах и потребностях людей.

7. Неординарность. Существует масса проверенных временем подходов, однако никто не отменял креативность или даже случайное событие, которое выделяется на общем фоне. Например, человек пишет какую-то историю из своей жизни или жизни своих знакомых, а быть может случайно совершает некое позитивное действие на глазах у других людей. В принципе, подобных случаев "пруд-пруди", тем не менее шанс, что такая история приобретет огромную популярность и создаст определенный образ, ненулевой.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

Социальные сети

ToBiz24 во ВКонтакте

Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.