Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Для того, чтобы отслеживать насколько сильно монополизирован рынок, необходима некая метрика. И такая была придумана, называется она Индекс Херфиндаля-Хиршмана. О том, что это такое, как вычисляется и для чего нужно и пойдет речь далее.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана это

Индекс Херфиндаля-Хиршмана - это метрика, использующаяся для оценки монополизированности рынка.

Основная формула

HHI = S12 + S22 + S32 + ... + Sn2, 0 <= HHI <= 10000

где S1, S2, ..., Sn - это доли конкурентов в рынке, выраженные как процентное отношение проданного объема ко всему объему (например, 5%, 10%, 12%).

Не сложно догадаться, что в случае чистой монополии HHI = 1002 = 10000. Поэтому максимальное значение 10000. Если же рынок разделен между конкурентами, то это значение меньше. Например, если, как при олигополии, существует 10 конкурентов и у каждого из них по 10% продаж от общего рынка, то HHI = 10 * 102 = 1000.

Примечание: Стоит знать, что периодически используется двоичный корень из HHI.

Различают три вида рынка:

1. Высококонцентрированные рынки. В них 1800 < HHI < 10000.

2. Умеренно концентрированные рынки. В них 1000 < HHI < 1800.

3. Низкоконцентрированные рынки. В них HHI < 1000.

Для чего используется данная метрика? Суть в том, что чем меньше концентрация, тем легче войти в рынок. Например, если один из конкурентов реализует 50% продаж рынка, то это уже, как минимум, HHI > 502 = 2500. Это означает, что создать свое дело в таких условиях будет непросто (первый вид). Но, если рассматривать тот же пример с 10-ю конкурентами (если, конечно, у них не было внутренней договоренности), то начать бизнес проще (между 3-м и 2-м), так как продажи распределены.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана не является гарантией, однако позволяет первично оценить уровень концентрации. Так, например, если рассматривать пример с 50% продаж, то вполне может быть так, что остальные с долями ниже 1%, а это означает, что возможности для входа в рынок не такие уж и малые. Однако, важно учитывать полную конъюнктуру рынка.  Так, если основной конкурент будет масштабироваться (что сделать ему существенно проще) и будет снижать цены (демпинг), то остальным будет крайне непросто удержать свою долю в рынке (придется проявлять креативность по максимуму).

И, как обычно, всегда помните о здравой логике и том, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.