Планирование и прогнозирование

Планирование и прогнозирование

В рамках данного обзора, рассмотрим одни из основных понятий бизнеса: планирование и прогнозирование. Что это такое, для чего применяется и чем отличается.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Планирование это

План — это ряд действий и мероприятий, которые необходимо совершить в определенной последовательности для достижения требуемых целей.

Планирование — это создание плана, подразумевает определение целей и задач, распределение ресурсов, формирование и упорядочивание шагов (с возможностью вариативности, при необходимости), определение рисков, а так же иные требуемые действия.

Гипотетический пример для понимания зачем нужен план. Допустим, Вася хочет создать свой интернет-магазин. Если он будет действовать хаотически, то наиболее вероятно, что сайт будет создаваться долго. Причины тому — непоследовательность действий, распыление внимания и временные задержки. Частые примеры: перескакивание от одной части сайта к другой, использование неподходящих инструментов, много корректировок во взаимозависимых модулях в стиле «возникла мысль».

Небольшая ремарка. Справедливости ради, возможны варианты, когда без плана времени будет требоваться меньше, но вероятность их невелика и сильно зависит от контекста.

Однако, если Вася набросает хотя бы небольшой план и будет действовать в соответствии с ним, то создание интернет-магазина, скорее всего, займет меньше времени.

Пример такого плана

Шаг 1. Узнать о существующих хостингах и CMS. Какие мощности выдерживают. Какие основные плюсы и минусы.

Шаг 2. Посмотреть и оценить конкурентов. Какие функции там присутствуют. Какой уровень сайтов.

Шаг 3. Определить минимально необходимый набор модулей и плагинов, а так же наиболее приоритетные после них. Так же стоит помнить про сео оптимизацию.

Шаг 4. Изучить существующие решения и сравнить их с вашими возможностями.

Шаг 5. Решить сопутствующие вопросы, такие как тексты, импорт, экспорт (в контексте как планируется).

Шаг 6. Сделать подборку и уточнить возникающие вопросы.

Шаг 7. Установить сайт, начать его наполнять информацией и модулями.

Небольшая ремарка для понимания читателей. У начинающих нередко происходит следующая ситуация. Они устанавливают первую попавшуюся CMS и начинают пихать в нее модули.

Такой подход, часто приводит к следующим проблемам: сайт тормозит (не соответствие возможностей CMS; слабый хостинг; перегруженность модулями), сайт плохо ранжируется (из-за того, что сайт тормозит; тексты представляют собой копипаст; сайт наполнялся с длительными разрывами во времени, из-за этого первичный «кривой» контент плохо был воспринят поисковыми системами), нехватка функциональности (у CMS мало модулей) и так далее.

 

Прогнозирование это

Прогноз — это обоснованное суждение о том, что и как произойдет в дальнейшем. 

Прогнозирование — это создание прогноза, подразумевает сбор фактов, оценку ситуации, включая конъюнктуру, выявление предпосылок и тенденций, формирование возможных цепочек событий в будущем с последующим определением наиболее вероятных из них, а так же иные требуемые действия

Гипотетический пример для понимания зачем нужны прогнозы. Допустим, Вася решил перепродавать яблоки. Иными словами, скупать большими партиями по одной цене, а продавать мелкими по другой. Возникает вопрос в каких объемах и в какое время. Для простоты, рассмотрим только два обстоятельства: яблоки могут скупить до него и если приобрести слишком много, то их попросту не выкупят.

В такой ситуации, если не пытаться спрогнозировать спрос на яблоки, то вариантов действий у Васи не так уж и много. По большому счету, одной из оптимальных стратегий является: приобретать небольшими партиями и по мере их реализации, скупать еще. Так, минимизируется риск приобретения слишком больших объемов (так как приобретаются по частям и по мере необходимости), но и вероятность «существенной» прибыли снижается (конкуренты могут скупить).

Но, если же заниматься прогнозированием, то Вася может заранее регулировать объемы каждой поставки яблок. Например, если Вася увидел тенденцию людей к приготовлению шарлотки и джемов, то объем можно увеличить. А вот если наблюдается тенденция к использованию других фруктов, то логичнее партии уменьшить.

Справедливости ради, читателю стоит понимать, что прогноз это вероятность событий, а не факт. Например, тенденция к увеличению спроса не обязательно будет постоянной. Допустим, с той же шарлоткой, если станет «модным» готовить пироги с черникой (утрируя, интернет захлестнут мемы и прочий партизанский маркетинг), то увеличение объемов яблок может привести к расходам.

 

Чем отличается планирование от прогнозирования?

Если говорить простыми, то отличие планирования от прогнозирования можно описать одной простой фразой — «нужно сделать так, но что-то мне подсказывает, что будет совершенно иначе». Первая часть это план, а вторая прогноз. Соответственно, к этим двум стезям нужно относится совершенно по разному.

Упрощая, план это то, к чему необходимо стремиться или сделать больше (если такое подразумевается). Например, планировали продать 10 тонн, а продали 20 тонн. Прогноз это то, что с определенной вероятностью может произойти. Продолжая пример. Ожидается больший интерес к товару, исходя из общей обстановки в рынке, но план оставили без изменений, так как существуют определенные риски.

Вот еще несколько существенных отличий и особенностей:

1. План подразумевает конкретные цифры, а прогноз не обязательно. Если приводить примеры, то план это «необходимо увеличить продажи на 10%», а прогноз это «спрос на товар увеличится, насколько неизвестно, но вероятно не менее 10%».

2. Прогноз это необязательное явление. Как уже говорилось, прогноз это вероятность возникновения событий. Поэтому нельзя использовать прогнозы как объективный источник информации. Это как с романтикой, фразы «ты ей(ему) нравишься, я спрашивал» и «ты ей(ему) нравишься, признаки на лицо» подразумевают «невероятно огромную» разницу. Если хоть рас краснели и томно смотрели в даль, то знаете об этом.

3. План это ориентир действий. План это то, чего необходимо придерживаться. Гипотетический пример для понимания. Допустим, Вася запланировал продажу 10 тонн яблок. Нарисовал графики, спрашивал клиентов и тому подобное, в общем, убедился, что это объективно достижимая цель.

Однако, в момент закупки Вася узнал о прогнозе увеличения общего спроса в 1,5 раза. Соответственно, перед ним возникает выбор: придерживаться плана или же воспользоваться прогнозом. Если Вася приобретет больше яблок, то он автоматически увеличивает риски. Наберется ли нужное количество клиентов? Корректен ли прогноз? А не возникнет ли сопутствующих проблем? А не будет ли так, что Вася, например, купит 15 тонн, реализует из них 12 тонн и останется с 3 тоннами в виде расходов? И так далее.

Справедливости ради, прогнозы могут быть приоритетнее плана и история это подтверждает. Кроме того, план можете пересматриваться по мере необходимости (жизнь это жизнь). Однако, несколько известных удач и десятки, сотни и тысячи неизвестных неудач «как бы» говорят, что нужно быть аккуратным и осторожным.

Так же советую ознакомиться с обзором типичные ошибки в бизнесе.

4. Прогноз обычно является базой при планировании. Как минимум, это означает, что от качества прогноза зависит немалая часть успеха плана. Поэтому, если существуют сомнения, то их стоит учитывать при планировании.

5. План это отражение желаний, а прогноз это вероятный контекст. Утрированный пример для понимания. Допустим, Вася собрался ехать на вечеринку загород. Ему рассказали, что там будет «здорово, весело и непринужденно». Соответственно, Вася оделся в удобную одежду, собрал с собой необходимые вещи и попросил знакомых забрать его через день. Однако, контекст оказался иным «скучно, уныло и вообще». Иными словами, Вася сталкивается с проблемой, что ему придется ждать 2 дня или же искать иной выход «как убраться с посиделок».

Справедливости ради, стоит отметить, что, в принципе, Вася может попытаться сделать вечеринку веселой и задорной, но это далеко не всегда возможно или нужно.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.