Всё должно быть в одном бизнесе - это вполне естественная мысль, которая приходит каждому, когда в голове появляются несколько разных идей. Однако в реальности такой подход может быть не самым лучшим. И поэтому в этом обзоре рассмотрим зачем под разные проекты создают отдельные бизнесы.
Сразу отмечу, что в обзоре не будут рассматриваться редисочные цели и методы (по типу жадности в уплате налогов и прочего), только белое и пушистое.
Первый момент. Создание отдельного бизнеса под каждый проект - это всегда больше расходов. Поэтому всякий раз нужно оценивать смысл подобных действий.
Часть оборудования придётся дублировать и неэффективно использовать. Часть расходов будет повторяться, хотя они могли бы быть меньшими в случае, если бы у вас все проекты были в рамках одного бизнеса. И тому подобные вещи. Звучит вроде не очень-то полезно и нужно. Как говорится, зачем платить больше, если можно платить меньше.
Однако то, что у вас могут возрастать расходы, не означает, что смысла в этом нет.
Второй момент. Отдельный бизнес это разделение финансов.
Приведу пару примеров чем это может быть полезно. Допустим, вы хотите привлечь инвестиции и у вас несколько проектов. Рассмотрим ситуацию, когда у вас все проекты в одном бизнесе. Вот сразу вопрос - как вы прогарантируете, что инвестиции не разойдутся по всем остальным проектам, а действительно будут использованы только в рамках одного проекта? Никак.
Вот у вас возникнет аврал в другом проекте и вы со спокойной душой возьмёте "временно" деньги из одного проекта в другой. Когда же деньги даются конкретному бизнесу, то уже попытки вывести деньги из проекта будут выглядеть крайне негативными в глазах инвестора.
Ещё пример. Таже ситуация, только у вас часть проектов не нравится инвестору, а часть нравится. И он бы не хотел вкладываться в то, что ему не нравится. Опять же, как будете решать вопрос гарантии распределения денег? И иные моменты.
Также важно понимать, что отдельные бизнесы - это реальное разделение финансов, а не только в плане отчётности. Как ещё пример, скажем, те же самые дивиденды. Когда проекты в одном бизнесе, то дивиденды платятся с общего результата, который может быть отрицательным из-за других проектов, а когда вкладываешься в отдельный проект, то дивиденды зависят уже от самого проекта.
Третий момент. Отдельный бизнес всегда проще продать, купить или закрыть.
Самый банальный пример. Допустим, у вас 5 проектов и в каждом свой онлайн-сервис. Только вот проблема - все эти сервисы расположены в одном оборудовании и используют какие-то общие ресурсы. Закрытие таких сервисов будет простым, а вот продажа уже будет предполагать дополнительные действия.
Ещё пример для более простого понимания - один грузовик для нескольких проектов. Продадите грузовик вместе с проектом? А насколько вырастут расходы в продающемся проекте? Не продадите и будете использовать лизинг? А учитывает ли проект такие расходы?
И таких нюансов будет тем больше, чем больше проект. Поэтому если проект предполагает некую мобильность, то лучше задуматься о его выделении в отдельный бизнес.
Четвёртый момент. Разные экосистемы и внутренние взаимоотношения.
Всегда нужно понимать, что каждый проект может подразумевать какие-то свои определённые особенности, экосистемы, внутренние взаимоотношения и так далее. И не факт, что попытка их разместить в одном бизнесе будет правильным решением.
Простой пример. Допустим, один проект подразумевает услуги для хипстеров, а второй для пожилых людей. Это совершенно разные подходы. К примеру, как вы себе представляете, скажем, один веб-сайт. Для хипстеров нужен модный сайт, а для пожилых более удобный. И как вы будете действовать? А это только самый простой момент.
Вполне может быть так, что какие-то проекты просто плохо совместимы и лучше их сделать в виде отдельных бизнесов. Опять же, расходов при этом будет больше, но зато у вас проекты не будут мешать друг другу в плане их развития.
Существуют и иные моменты, но, вероятно, читатель уловил суть - создание отдельных бизнесов под проекты может и будет стоить дороже, но в этом может быть вполне себе адекватный и рациональный смысл.
Также вам могут быть интересны обзоры:
1. Зачем психология нужна в бизнесе?
2. Ёмкость рынка: что это, зачем нужна, методы расчёта
3. Задача первых бизнесов - выбить "единорогов" из головы
4. Сегмент рынка: что это, зачем сегментируют, отличие от целевой аудитории
5. Почему бизнес и инвестиции это про житейское
6. Консолидация: что это такое, примеры в разных областях
7. Про бизнес: как должно быть и как происходит в реальности
8. Как начать бизнес с нуля и без денег - несколько нюансов
И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.
Понравился обзор? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!
Примечание: Данный материал является субъективной эмоциональной оценкой и субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.
Данный обзор не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Напоминаю, что ваши финансы это ваша забота и ответственность.