SWOT-анализ: что это, как проводить и какие данные нужны

SWOT-анализ

Всю свою жизнь люди ежедневно принимают какие-либо решения. Одни из них простые, такие как что съесть или какую кружку взять, другие сложные и подразумевают некую неопределенность, например, какому направлению уделить наибольшее внимание или что будет являться приоритетной целью.

Чем сложнее вопрос, тем больше внимания уделяют процессу сбора информации, так как некорректный расчет легко может привести к неправильным решениям. Простыми словами, чтобы можно было более эффективно справляться с вопросами вида: как вести анализ, как вычленять информацию, как трактовать полученные данные, что делать, чтобы учесть как можно больше факторов, и прочие.

Об одном из таких методов, а именно о SWOT-анализе, и пойдет речь далее.

SWOT-анализ что это?

SWOT-анализ - это метод стратегического планирования, подразумевающий сбор и учет факторов внутренней и внешней среды. Данный анализ подразумевает 4 вида информации:

1. Strengths (сильные стороны)

2. Weaknesses (слабые стороны)

3. Opportunities (возможности)

4. Threats (угрозы)

Чаще всего подобные данные отображают в виде простой таблицы.

  Положительные стороны Отрицательные стороны
Внутренние

Сильные стороны (S).

Здесь идет перечисление всех внутренних сильных сторон. К примеру, личностные качества человека или возможности вашего дела.

Слабые стороны (W).

Тут представляется перечисление всех недостатков и возможных внутренних проблем. К примеру, отсутствие больших мощностей или имеющиеся изъяны.

Внешние

 Возможности (O).

Всевозможные внешние факторы, которые могут быть полезными. К примеру, рост экономики, благоприятные условия, обилие клиентов и прочее.

Угрозы (T).

Список внешних проблем, которые могут негативно сказаться. К примеру, рост конкуренции, ограниченность в ресурсах и прочее.

Важно отметить, что данный метод можно применять к абсолютно разным сферам и областям, ведь его основное назначение - это представление перед глазами человека наиболее полноценного описания контекста текущей ситуации. Проще говоря, его можно применять даже для решения личных проблем.

Однако, минусы тоже есть. SWOT не подразумевает никакой динамики и весьма требователен к качеству собранной информации.

 

Какие данные нужны и как проводить SWOT-анализ?

Для проведения SWOT-анализа стоит придерживаться следующих советов:

1. Четко сформулируйте область анализируемой проблематики. Суть в том, что чем более абстрактна тема, тем сложнее трактовать и учитывать внешние и внутренние факторы. Только не путайте с глобальностью. SWOT нередко применяется для крупных решений. Речь идет именно о формулировке вопроса.

К примеру, "выгодно ли заниматься бизнесом в интернете" и "рациональность создания сайта для предоставления определенного вида онлайн-сервиса". В первом случае, выгодно и невыгодно - оценивать можно до бесконечности. Во втором, есть конкретика (что оценивать).

2. Нужно понимать разницу между внутренними и внешними факторами. Первые это то, что есть у человека или дела. Их можно контролировать, корректировать и прочее. К примеру, небольшие мощности всегда можно нарастить или же просто снизить общую нагрузку. В личностном плане, можно подтянуть свои знания и практиковаться. Вторые, это то, что вне прямой досягаемости. К примеру, если интеллигенция никому не нужна (в рамках вопроса), то изменить общую обстановку можно только косвенными методами.

3. Лебедь, рак и щука. Данные должны быть чем-то подкреплены, а не только составлены из субъективного мнения. К примеру, считать себя остряком может каждый, но не каждый им является. Поэтому, при сборе информации стоит опираться именно на те данные, которые можно чем-то подкрепить.

4. Двойственность. У каждой информации должно быть одно конкретное толкование. Если же утверждение может восприниматься по разному, то его необходимо конкретизировать. Например, "это полезная функция" и "по словам более половины клиентов, это полезная функция".

5. Избыточность информации. Утверждений должно быть в достаточном количестве, но и не более. В этом смысле не стоит гнаться за количеством. К примеру, утверждение "а еще есть красивое оформление" может быть уместно при оценке презентабельности, но вряд ли от него есть польза при анализе используемых мощностей.

 

Пример использования SWOT-анализа

Чтобы лучше понять смысл SWOT-анализа, рассмотрим два простых примера.

Первый пример SWOT. Допустим, вы фрилансер и занимаетесь копирайтингом. Стали замечать, что общий приток денег сильно зависит от периода и хотите что-то с этим сделать. Прежде всего, составим небольшую таблицу.

  Положительные стороны Отрицательные стороны
Внутренние факторы

1. Есть многолетний опыт написания статей по общей тематике

2. Ваши статьи практически не возвращаются для исправлений

3. Есть свободное время и силы для расширения своих возможностей

1. Специализированные статьи сложно даются, так как не хватает знаний 

2. Рерайтингом практически не занимаетесь, так как цена не устраивает (долго пишите обзоры) и особого желания не возникает

3. Ваши статьи пишутся только для клиентов

Внешние факторы

1. Предложений для рерайтинга всегда в достатке

2. Сфера контекстной рекламы благоприятна (общий объем заказов в соответствующих периодах растет, а не снижается)

3. Специализированные материалы более востребованы (спрос больше)

4. Развитие интернета благоприятствует расширению сфер применения текстов

1. Приток заказов статей общей тематики нестабилен

2. Рерайтинг подразумевает большую конкуренцию

Если посмотреть на эту таблицу, то можно увидеть несколько вариантов:

1. Заняться самомотивацией, чтобы изучить более плотно вопрос рерайта. Вполне возможно, что есть методы, которые позволят вам сэкономить время, довести соотношение цены/время до приемлемой и при этом повысить интерес к делу.

2. Завести свой сайт и писать часть материалов для себя, чтобы в будущем стабилизировать приток денег за счет контекстной рекламы.

3. Поискать наиболее близкую или интересную вам специализированную тематику. Снизить цены в период изучения вопроса. Мало же кто возьмется писать под неизвестную и сложную тему за скромные суммы.

4. Изучить иные источники дохода, связанные с текстом. К примеру, заняться сео-аудитом сайтов. Или копнуть в сторону продающих текстов (их цена обычно выше, но и качество требуется соответствующее).

5. Диверсификация.

Пример хоть и простой, но демонстрирует, что составление SWOT-таблицы может быть весьма выгодным.

Второй пример SWOT. Допустим вы печете хлеб и хотите понять в какую сторону двигаться дальше. Составим таблицу.

   Положительные стороны Отрицательные стороны 
Внутренние факторы 

1. Мощностей достаточно для расширения

2. Есть положительная репутация

1. Простои из-за недостатка нагрузки

2. Однотипная продукция - батон и хлеб

3. Нет возможности территориального расширения

Внешние факторы 

1. Есть много готовых рецептов

2. Все ингредиенты легко достать по приемлемым ценам

1. Объем продаж для каждой продукции ограничен (считаем, что в среднем человек ест примерно одинаковое количество)

2. По каждому виду товара есть конкуренция

Если внимательно посмотреть, то видны следующие варианты:

1. Изучение существующих рецептов с последующим расширением ассортимента. В данном случае, благоприятными факторами являются свободные мощности и положительная репутация.

2. Кулинария подразумевает разнообразие, так что можно попросту придумать свой уникальный рецепт, тем самым создав еще один вид товара (то есть, для него еще нет прямой конкуренции). И первое время распространять в рамках акций и скидок.

3. Можно заняться индивидуальными заказами. К примеру, батоны с именами или уникальными рисунками.

4. Заполнять мощности по более низкой цене, например, брав заказы из других регионов.

Конечно, в реальности подобные таблицы более сложны и продуманы. Однако, даже из этих примеров видно, что подобный подход может быть весьма полезным.

 

Послесловие

В рамках обзора, вы узнали что такое SWOT-анализ, каких советов стоит придерживаться при сборе данных, а так же ознакомились с примерами его применения.

Положительной стороной SWOT-анализ является то, что он позволяет систематизировать информацию и придать ей наглядность (ситуацию можно видеть в целом), при этом не требуя для этого специальных знаний. То есть, абсолютно любой человек может оценить его эффективность для решения своих проблем или осуществления планирования.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.