Стратегия развития

Стратегия развития

Дело, которое существует вне планирования, очень сильно зависит от обстоятельств, что в условиях нестабильности экономики вряд ли можно назвать положительным. Так, всем известная поисковая система Google была запущена через аж 5 лет после таких систем, как Aliweb и W3Catalog. А много ли знает хотя бы о существовании таких поисковиков? Вряд ли.

Именно поэтому стратегия развития может быть существенным достоинством любого бизнеса, хотя и не является достаточным условием.

Но, обо всем по порядку.

Стратегия развития это

Стратегия развития — это комплекс конкретных методов и действий, предназначенных для достижения поставленных целей в определенные временные рамки.

Тут стоит отметить четыре важных момента:

1. Поставленные цели. Чем более абстрактны цели и задачи, тем меньше вероятности их достигнуть. К примеру, сравните две фразы «хочу сделать крутой сайт» и «портал для тех, кто увлекается рыбалкой».

Первое подразумевает широкий обзор, но как говорится, чтобы прочесть всю литературу мира не хватит и 100 лет. А вот второй вариант более конкретен и позволит существенно сузить объем необходимой информации и количество предпринимаемых шагов.

2. Временные рамки. Время это один из важных критериев. И тут как с мечтой. Можно вечность смотреть в ее сторону и ничего не делать (времени же вагон и маленькая тележка), а можно рассчитывать и осуществлять шаги по ее достижению.

При этом важно понимать, что в процессе планирования вполне может быть так, что рамки сужаются или раздвигаются (к примеру, если оказалось, что один из шагов требует большего времени для своего осуществления).

3. Конкретность. Отчасти этот момент связан с целями, но все же есть существенное отличие. Чем более детально планирование, тем легче его реализовывать.

Представьте, что вы захотели сделать маленький скворечник. Если ничего не планировать, то чуть больше или чуть меньше ресурсов вы используете, тут особую разницу будет сложно ощутить. Однако, если вам нужно сделать 1000 скворечников, то отсутствие даже банального расчета материалов может быть весьма ощутимым (где его хранить, сколько денег выделять, что делать с остатками и прочее).

4. Направленность. Суть состоит в том, что планирование это планирование, а реальность это реальность. Всегда могут случаться неожиданности. Однако, если имеется направленность, то шанс найти решение проблем существенно выше.

Представьте, что вы строите небольшой домик рядом с дорогой и стройматериалов не хватает. Если нет направленности и понимания для чего этот домик, то его вряд ли можно будет использовать для каких-либо целей (везде будет что-то недоделанное). Однако, если строение, например, представляет собой место для временного хранения товаров при транспортировке, то вариантов становится больше. Можно где-то сэкономить, где-то чуть уменьшить размер и прочее, но сделать большую часть площади пригодной (хоть и не с крашенными стенами).

Советую дополнительно ознакомиться с тем, чем отличаются стратегия и тактика, а так же что такое SWOT-анализ.

 

Для чего требуется стратегия?

Уже можно было догадаться, что стратегия развития позволяет отчасти упорядочить неупорядоченное. Однако, это не единственное. Суть в том, что подобное планирование требует еще существенных действий и мыслительной активности.

А это означает, что вы учитесь собирать и анализировать информацию, а так же придумывать различные варианты решений. В дополнении, более четко понимаете текущее состояние дел, уменьшаете количество хронофагов (ведь, если вас исходно не интересует что-то, то вы просто отказываетесь от этого и не тратите время для обдумывания) и прочее.

То есть, даже если стратегия в какой-то момент оказывается невозможной, то вы, как минимум, можете понять в чем именно состояла проблема и затем извлечь из нее опыт (чтобы следующая стратегия была более реалистичной). Если же никакого планирования не было, то шанс такого слишком мал («не повезло», «неожиданности случаются», «это все инопланетяне виноваты» и прочее).

 

Какие стратегии развития существуют?

Существуют различные виды стратегий, к примеру, «лидерство в нише» или «развитие отрасли». Но, в основном они сводятся к трем видам:

1. Расширение. В рамках данной стратегии развития, подразумевается, что происходит расширение дела, за счет применения конкретных методов. К примеру, уменьшили себестоимость товара, увеличили функциональность, занялись масштабом производства. Это все позволило обойти конкурентов и занять свою нишу.

2. Сохранение. Весьма нередкое явление. Однако, неверно считать, что это аналог «оставить как есть и не трогать». К примеру, есть ниши, где спрос имеет весьма конкретный потолок, но так же есть и конкуренция. Поэтому там комплекс методов и действий применяется именно для того, чтобы сохранить объемы (активы и пассивы).

3. Уменьшение. Не сложно догадаться, что данная стратегия развития предназначена для снижения объемов. Тому причин может быть много — спрос уменьшился, конкуренция возросла до таких масштабов, что стало экономически невыгодно этим заниматься, снизились общие доходы, уменьшился объем доступного сырья (или цены повысились) и подобное.

Стоит понимать, что варианты стратегий могут комбинироваться, допустим, когда объемы одного вида деятельности уменьшаются, зато увеличивается ассортимент и отдельные направления.

Пример, фрилансер вначале клепал простые сайты, а затем решил уменьшить количество таких заказов, но добавить еще seo оптимизацию и заняться более крупными проектами. Это позволило ему повысить доход, увеличить количество постоянных заказчиков, уменьшить издержки (лишняя переписка, демонстрационные расходы,…), снизить зависимость от сезонов, сделать более стабильными свои прогнозы загруженности и так далее.

 

Основные риски

Планирование всегда связано с рисками, в том числе и стратегия развития. И вот одни из основных:

1. Неверные исходные данные. Это знакомо каждому. Вам сказали, что дама занята, а она свободна. Вы не стали действовать. Так и не сложилась романтика. С делом все точно так же. Если исходные данные были неверными, то все остальные шаги несколько бессмысленны.

Для понимания, простой пример. Есть информация, что в следующем году спрос будет большой. За год вы увеличили объемы производства товара, а спрос оказался меньше, чем был.

Конечно, порой могут возникать комичные ситуации, когда из-за неверных данных получается удивительный результат, но это больше череда случайностей, чем закономерность. Хотя бывает специфика, к примеру, немало открытий были побочными.

2. Некорректный анализ и прогноз. Важна не только информация, но и то как она воспринимается и анализируется. К примеру, если в ходе анализа была принята стратегия уменьшения мощностей, но оказалось, что цифры в прогнозе были слишком занижены, то эффект может быть существенным, ведь наращивать мощности сложнее и длительнее.

Если приводить аналог из жизни, это как разница между тем, кто впервые закупается для поездки загород, и тем, кто уже десятки раз ездил. Корзины первого и второго обычно существенно различаются. В первой много лишнего и мало нужного, во второй наоборот.

3. Нереальность составленной стратегии. Возвращаясь к моменту про конкретность стратегии. Очень важно здраво оценивать применяемые методы и шаги. Это как ждать от гепарда постоянной скорости 60 км. По разным данным, гепард может бегать и быстрее (до 110 км), однако есть важный нюанс, он быстро выдыхается. 

Если приводить знакомый всем пример, то это как попытка распланировать вплоть до минут (особенно забавно, когда дело касается празднований дней рождения). В целом, такое возможно, но только у части людей и в определенных условиях. Кстати, советую почитать о том, как все успевать.

4. Неучет возможных положительных рисков. Порой риски связывают только с негативным, но это не совсем корректно. К примеру, что будет делать фермер, если вырастит так много зерна, что его негде будет хранить и некому продать? Самое простое — сделает из него компост или сожжет, чтобы зола питала землю.

Но, тут важно понимать, что подобные события легко могут сделать рациональную стратегию невыполнимой или банально привести к обратному эффекту.

Рассмотрим пример. Допустим, вы решили собрать космический корабль и «свалить» в альфа-центавра. Нашли место, где будете строить. Заказали детали с фиксированными датами, чтобы прикручивать их по мере необходимости.

Но, случилось так, что их доставили раньше и в один день. Где хранить эти детали? Откуда брать для этого деньги? Как организовывать склад так, чтобы поиски нужных деталей не напоминали «где-то в антресоли»? И тому подобное. Не сложно догадаться, что цена, силы и время для создания такого корабля резку подскачут.

Поэтому важно оценивать стратегию развития со стороны положительных рисков.

5. Отсутствие запасных вариантов или плана Б. Не всегда можно знать всей информации, иногда происходят независящие от вас события, могут из ниоткуда появляться конкуренты и многое иное. Кроме того, сам план мог содержать в себе недочеты.

Поэтому важно предусматривать запасные варианты или как говорят план Б. К примеру, свертывать расширение с минимальными издержками, предусматривать финансовую подушку безопасности, включать резерв для увеличения скорости масштабирования и прочее.

 

Послесловие

В рамках данного обзора, вы узнали что такое стратегия развития, зачем она нужна, какие бывают виды, а так же основные возникающие риски.

Стоит помнить и понимать про планирование то, что чем более оно реалистично, тем больше вероятность успеха, а так же то, что план не для бумаги, план для воплощения. Однако, одного другого не заменяет, поэтому только здравая логика и своя голова на плечах.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.