Конъюнктура рынка: что это, задачи, исследуемые характеристики

Конъюнктура рынка

Экономика включает в себя немало терминов, которые звучат "заумно", но в реальности обозначают вполне понятные и конкретные вещи. Так, периодически в обзорах про финансы и бизнес можно встретить такое словосочетание как "конъюнктура рынка". Однако, что это такое и зачем это нужно знают далеко не все.

Поэтому далее рассмотрим этот термин более подробно и понятным языком.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Конъюнктура рынка это

Конъюнктура - это характеристика сложившейся обстановки в определенной сфере деятельности за конкретный промежуток времени, включающая в себя описание отдельных событий и признаков.

Конъюнктура рынка - это экономическая ситуация в рынке, характеризуемая совокупностью экономических метрик.

Определения звучат несколько громоздко и сложно, но все не так страшно. Простыми словами, конъюнктура это то, что происходит в данный момент (или иной период).

Рассмотрим аналогию из жизни. Так, конъюнктура группы туристов в лесу означает, что известны ответы на такие вопросы, как "сколько человек", "кто чем занимается", "какие припасы с собой", "что планируют делать", "какие взаимоотношения между людьми" и тому подобное. Нечто вроде "сплетни у костра".

Классификация конъюнктуры по состоянию:

1. Благоприятная конъюнктура (высокая) - ситуация в рынке, характеризуемая устойчивым или растущим спросом, стабильными ценами и тенденцией к положительному росту. Если говорить простыми словами, то это некая форма стабильности.

2. Неблагоприятная конъюнктура (низкая) - ситуация в рынке, характеризуемая резкими скачками цен, дефицитом и прочими признаками дисбаланса. Например, времена дефолта или его предвещающие. В такие периоды, прогнозирование становится крайне сложным, поэтому нередко люди и бизнес стараются перейти в режим сохранения, что ведет к общему спаду рынка.

 

Задачи конъюнктуры рынка

В задачи анализа конъюнктуры рынка входит определение следующих аспектов:

1. Масштаб рынка. Определение масштаба рынка крайне важно. И в первую очередь речь идет об объемах и бизнесе в целом. Так, например, падение спроса на специфические и экзотические товары, объем которых измеряется в десятках и сотнях единиц или которые не стоят огромных денег, вряд ли скажется на общей ситуации в экономике. Еще пример, если рынок огромен, то вероятность найти незанятую нишу существенно выше.

2. Текущая деловая активность. Это отражение текущей ситуации и общей тенденции в деловой сфере. Это касается не только количества и частоты заказов, но и общей атмосферы (например, выраженной через демпинговую борьбу).

3. Понимание циклов активности рынка (сезонности). Многие товары предполагают некий цикл активности спроса. Например, фрукты и овощи зависят от сезонов. Хоть они и продаются в зимнее время, все же общий объем товарооборота меньше.

4. Текущее состояние рынка. Это отражение текущих характеристик рынка. Например, присутствует ли дефицит товаров или может рынок перенасыщен. Еще пример, это какая динамика инвестирования. Так, активное вливание денег в экономику говорит о том, что рынок находится в стадии становления и укрепления, а вот отток говорит о том, что рынок находится в спаде.

5. Прогнозы развития рынка. Данная задача подразумевает выяснение наиболее вероятных перспектив развития рынка. К примеру, возможен ли рост или наоборот спад, а так же в каком виде данная тенденция будет происходить.

 

Исследуемые характеристики конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка подразумевает исследование следующих характеристик (но, не ограничивается ими):

1. Спрос и предложение. Каково текущее состояние спроса (у клиентов) и предложения (у бизнеса). Так, например, если рынок перенасыщен товаром, то наиболее вероятно, что возможен спад цен для повышения спроса. Однако, эту метрику необходимо учитывать в совокупности. Например, если товар реализуется в фиксированном объеме и цены практически не влияют на его размер, то возможна обратная ситуация (повышение цен).

2. Пропорциональность рынка. Суть в том, чтобы определить текущее состояние бизнеса и его форму, а так же его распределение в рынке. Например, какова доля оптовой и розничной торговли.

3. Устойчивость рынка. Это понимание того, насколько стабилен рынок и каковы его возможности по отношению к скачкам в экономике. Утрированный и простой пример. Допустим, если фрилансер создал финансовую подушку безопасности, то временное снижение объема заказов не сильно скажется. Иными словами, речь об объемах запасов, общем капитале и подобном.

4. Сезонность. Подразумевает определение цикличности в объемах продаж. Например, теплая одежда в больших объемах продается перед холодами. Стоит отметить, что график цикличности может быть более сложным (например, несколько лет рост продаж, затем спад).

5. Монополия и конкуренция. Важно оценить актуальное распределение в рынке. Является ли рынок монопольным или же присутствует конкуренция. Если же конкуренция существует, то в каком виде. Какой объем продаж, какие методы применяются, как разделен рынок, какие запасы и прочее.

6. Рынки в разной местности. Происходит оценка распределения спроса в разных местностях. Так, например, в малой деревушке один спрос, а в городах совершенно иной. Кроме того, это может быть связано и с особенностями конкретной местности. Например, товар может быть востребован в одном месте, но совершенно не нужен в ином.

7. Текущая деловая активность. Оценка объема товарооборота, частоты заказов, больше или меньше предложение (чем спрос) и прочее.

8. Основные риски. Используя предыдущие характеристики, а так же дополнительную информацию, необходимо сформировать и описать основные риски. Например, насколько вероятно, что спрос товара уменьшится или возрастет.

 

Послесловие

В рамках данного обзора, вы узнали что такое конъюнктура рынка, какие ее задачи и основные характеристики.

Суммируя вышесказанное, конъюнктура рынка это понимание текущего состояния бизнеса и возможных вариантов развития ситуации. Без данного анализа, хотя бы поверхностного ("с помощью изоленты и скотча"), весьма непросто. Это как готовить еду, не зная сколько человек будет за столом.

Тем не менее, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова. Например, стоит понимать, что конъюнктура это оценка и поэтому она носит вероятностный и субъективный характер ("мало ли где чего написано"). Вполне возможно, что: данные были собраны некорректно, оценки слишком завышены или занижены, не учтена важная информация, возможно возникновение непредвиденных событий, прогнозы разных людей могут сильно отличаться и тому подобное.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.