Ценовая и неценовая конкуренция

Ценовая и неценовая конкуренция

Нередко конкуренцию связывают только с двумя эффектами: разница цен и наполнение товара или услуги. Однако, борьба за клиентов не ограничивается только этими двумя методами. В реальности же, конкуренцию характеризуют как ценовую и неценовую.

О том, что это такое и какие существуют нюансы, рассмотрим в этом обзоре.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Ценовая и неценовая конкуренция это

Ценовая конкуренция — это вид борьбы за клиента, основным методом которого является снижение цены товара или услуги. Например, если рядом два магазина и цены в одном стали ниже, чем у конкурента, то для части людей это может стать достаточным для того, чтобы предпочесть приобретать товары в нем. Простыми словами, та самая разница цен.

Неценовая конкуренция — это вид борьбы за клиента, который подразумевает использование любых методов, кроме снижения цены. Например, «Только у нас и только в нашем товаре появилась специальная загогулина, которой нет у клиентов! Спешите приобрести ее только у нас и по той же цене!». Но, этим методом данный вид не ограничивается.

Основные типы неценовой конкуренции:

1. Наполнение товара. Сюда входит качество, дополнительные функции, увеличение гарантийного периода и все то, что непосредственно связано с товаром или его использованием. Например, добавили возможность выбрать цвет. Стоимость при этом практически не изменилась, но потребителям понравилось.

2. Стимулирование продаж. Это акции, скидки, бонусы, бесплатные образцы и прочее.

3. Реклама. Поднятие интереса потребителя к товару, путем распространения информации через различные каналы (сарафанное радио, интернет и прочее).

 

Плюсы и минусы

Плюсы ценовой конкуренции

1. Если причина в снижении себестоимости (тех же издержек), то это выгодно потребителям, так как они не переплачивают за товар, и рынку в целом, так как товар становится доступным и может положительно отразиться на издержках в тех областях, где он используется (например, если оптовая цена продажи зерновых снизится, то это может уменьшить стоимость хлебобулочных изделий).

2. Защита от слишком большой маржи. Пример для понимания. Допустим, вы единственный ловите рыбу. Что вам мешает продавать ее дорого? Особо ничего, разве что принципы и мораль. Но, если рыбу ловят десятки и сотни, тот тут уже сильно цену не завысить.

3. Растут возможности потребителей. Суть в том, что человек сможет приобрести большее число товаров при том же объеме денег, а значит его жизнь может стать более комфортной (не в вещах счастье, но все же). Для рынка это так же полезно, ведь чем больше товарооборот, тем быстрее экономика движется. Если, конечно, это не искусственно созданная активность.

Минусы ценовой конкуренции

1. Чрезмерное снижение цены или же в простонародье демпинг может приводить к массе минусов, включая и возможность образования монополий.

2. Траты внутренних ресурсов участников рынка. Пример для понимания. Допустим, товар продавался с 20% наценкой. Это позволяло создавать дополнительные товары, вкладываться в повышение качества и прочее. Однако, появился конкурент, который снизил наценку до 10%. Клиенты стали предпочитать этот товар и, соответственно, остальным так же пришлось снизить цены. Хоть это и позволяет продолжать получать прибыль («как бы» относительный демпинг), но возможностей вкладываться в товары стало меньше (рынок, скорее всего, будет стагнировать).

3. Проблемы с планированием. Если в рынке существует ценовая борьба, то планировать становится сложнее. Утрированный пример для понимания. Допустим, в текущий момент времени товар стоит 500 рублей, а его себестоимость 250 рублей. Вы хотите привлечь инвестиции, чтобы начать его производство. Соответственно, вы рассчитали суммарные затраты и срок окупаемости, исходя из цены и предполагаемых объемов продаж.

Однако, в течение года цена снижается до 300 рублей. Это означает, что доход с единицы товара будет не 250 рублей, а 50 рублей. Это, в свою очередь, означает, что нужно либо объем продаж увеличивать в 5 раз (если таковое возможно), либо период окупаемости будет в 5 раз дольше.

Справедливости ради, стоит отметить, что хорошее планирование подразумевает учет минимумов цен, но, как говорилось, это пример для понимания.

Плюсы неценовой конкуренции

1. Не приводит к сужению рынка. Так как цена остается одной и той же, то спрос остается практически неизменным. Это означает, что вероятность сужения рынка ниже (уменьшение общего оборота денег). Грубо говоря, товар как было выгодно продавать, так и осталось. Для потребителей же: цена фиксирована, а возможности растут.

2. Может быть менее затратной, чем ценовая конкуренция. Например, вирусная реклама.

3. Существование внутренних резервов. Рассмотрим от противного. Суть в том, что тут как с финансовой подушкой безопасности, если доходы и расходы близки по значениям, то создать резервы крайне непросто. Это означает следующее. Во-первых, любые незапланированные траты будет сложно покрыть. Во-вторых, возможностей для действий становится меньше. Если же говорить о потребителях, то для них это может означать медленное развитие рынка и, соответственно, товаров. При наличии же внутренних резервов, рынок более стабилен.

Минусы неценовой конкуренции

1. Избыточные траты. Маркетинг может стоить как копейки, так и миллионы. А уж если ведется затяжная борьба конкурентов, то цифры могут быть еще более значительные. Плохо это тем, что далеко не всегда деньги вкладываются в ассортимент и отдельные товары. Например, если это чисто рекламная борьба. Как дополнительный эффект, это может даже привести к росту цен.

2. Потребители, для которых цена это важный аспект, не учитываются. Иными словами, от того, что в товаре стало больше «крутых и модных» функций, таким людям, как говорится, «ни холодно, ни жарко».

3. Опыт и знания. Снизить цену — дело нехитрое. А вот корректно использовать неценовые методы конкуренции это уже совершенно иное. Так, например, из-за неграмотного маркетинга, интерес к товару наоборот может снизится (не только к определенному, но и в рынке в целом). Еще пример. Необходимость дополнительных вложений может возникнуть в рамках ответных действий конкурентов и если этого не учитывать, то это может привести к проблемам. Как говорится, опытный турист берет с собой запасную пару обуви не потому, что он «модник», а потому, что в лесу их негде достать.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.