Ассортимент товара: что это, структура, типы, характеристики, советы

Ассортимент товара

Каждый из нас бывал в магазинах и ни один раз слышал про такой термин, как ассортимент. Интуитивно понятно, что речь идет о неких наборах товаров, которые можно продать или приобрести. Однако, когда к слову ассортимент добавляются такие, как групповой, видой, комбинированный и прочие, то это нередко озадачивает обычных людей.

Поэтому в рамках данного обзора, рассмотрим это понятие более детально и простыми словами.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Ассортимент товара это

Ассортимент - это большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (или признаками), но отличающихся по иным признакам. Например, продовольствие это то, что едят, но сами товары весьма различны (хлеб, сыр, молоко и так далее).

Хотел бы сразу отметить для читателя, что понятие ассортимента подразумевает немало терминов и делений. Происходит это потому, что в мире существует огромное количество товаров, которые необходимо как-то различать в более глобальном представлении.

Например, проще использовать фразу "молочные изделия", чем "молоко, сыр, йогурты, простокваша...". При этом, чаще всего термины просты для понимания. Как пример, скоропортящиеся и нескоропортящиеся товары. Даже чисто интуитивно понятна суть этой классификации.

Тем не менее, важно отличать структуру ассортимента и типы ассортимента. Первое позволяет структурировать многообразие товаров (например, музыкальные товары, одежда и так далее), а второе определять как они сгруппированы и как осуществляется их реализация в рынке (например, товары для повседной жизни обычно включают в себя еду, бытовую химию и прочее).

 

Структура ассортимента

Какова структура ассортимента? Вначале ассортимент делится по отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на группы товаров, объединенных по ряду признаков (однородности материалов, потребительское назначение, степени сложности). По однородности - это металл, стекло, дерево и так далее. По назначению - это одежда, обувь, музыкальные товары и так далее.

Каждая группа делится по подгруппам, объединенных по признаку единства происхождения товаров. Например, группа "Молочные продукты" делится на подгруппы: Молочные (и из молока), Кисломолочные и Сырные.

В свою очередь подгруппы делятся на виды, объединенные по назначению. Например, Сыры плавленные, Сыры мягкие и так далее. Виды так же могут делиться по разновидностям. Например, по сортам.

Примечание: Стоит отметить, что структура ассортимента может отличаться в зависимости от применяемых стандартов. Как говорится, в разных интерпретациях помидор это ягода, овощ и фрукт.

 

Типы ассортимента

По типу классификации товаров и групп:

1. Промышленный ассортимент. Это набор товаров, которые создаются отдельной отраслью или кем-то конкретным. Например, пищевая отрасль или товары от определенного производителя.

2. Торговый ассортимент. Это совокупность товаров, которые реализуются в торговле. В отличии от промышленного, данный тип может подразумевать весьма широкий спектр товаров. Например, если зайти в любой магазин, то там можно увидеть: овощи, мясные изделия, молочные, бытовую химию и так далее.

По сложности:

1. Простой ассортимент. Это те товары, которые классифицируют не более, чем по трем признакам. Например, овощи, бытовая химия и так далее.

2. Сложный ассортимент. Это те товары, которые классифицируют более, чем по трем признакам. Например, обувь, техника и так далее.

Ширина охвата товаров:

1. Простой. Набор товаров, который удовлетворяет ограниченные потребности. Например, товары первой необходимости (иногда, с некоторыми небольшими изысками).

2. Сложный. Набор товаров, который удовлетворяет разнообразные потребности. Часто, включает в себя значительное количество групп, видов и разновидностей. Например, обычный магазин.

3. Групповой. Набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, специализированный магазин (молочные изделия).

4. Видовой. Является составной частью группового ассортимента товаров. Например, сыры.

5. Марочный. Набор товаров, объединенных под одной маркой. При этом таких наборов может быть несколько. Например, продажа сладостей от определенных производителей.

6. Развернутый. Обозначает, что внутри товарной группы представлено большое число разновидностей товаров. Например, не 2-3 вида молока, а десятки и сотни наименований.

7. Комбинированный. Это набор нескольких групп товаров, которые решают задачи одной целевой аудитории или некой потребности. Например, спортивные товары включают в себя одежду, обувь, питательные добавки, инвентарь и прочее.

8. Смешанный. Это совокупность товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функциональности. Например, большие магазины, где продается еда, техника, инвентарь для сада и прочее.

По частоте спроса:

1. Повседневный спрос. Набор товаров, который решает частые или повседневные потребности. Например, хлеб, молоко, овощи, канцелярские товары, бытовая химия и так далее.

2. Периодический спрос. Набор товаров, которые решает периодические потребности. Обычно приобретают где-то несколько раз в год. Например, одежда под сезоны.

3. Редкий спрос. Набор товаров, которые подразумевают длительный период использования. Например, видеотехника, компьютеры и так далее.

 

Характеристики ассортимента товаров

Небольшая ремарка. Характеристики позволяют быстро оценить фактический ассортимент в плане соответствия целям, стандартам и прочим вещам. Например, низкие значения обычно соответствуют простой ширины охвата ассортименту (всем знакомые магазины в селах с 50-100 наименованиями товаров, а то и меньше).

Структура ассортимента

В данном случае, речь идет о том, каково процентное соотношение между определенными наборами товаров. Иными словами, это не структура ассортимента в понимании разбиения товаров по группам и видам.

Пример структуры. Группа молочных товаров занимает 20%. Группа мясных товаров занимает 10%. И так далее.

Широта ассортимента

Под широтой ассортимента подразумевают соотношение количества групп товаров в момент расчета к общему количеству групп товаров. Формула следующая:

Кш = Гф / Гн

где Кш - коэффициент широты, 

Гф - фактическое количество групп товаров,

Гн - общее количество групп товаров.

Полнота ассортимента

Под полнотой ассортимента подразумевают соотношение фактического количества видов товаров к количеству видов, предусмотренных ассортиментным перечнем, стандартами и прочими. Формула следующая:

Кп = Вф / Вн

где Кп - коэффициент полноты,

Вф - фактическое количество видов товаров,

Вн - количество видов, предусмотренных стандартами, перечнем и прочими.

Глубина ассортимента

Под глубиной ассортимента подразумевают соотношение фактического количества разновидностей к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем, стандартами и прочими. Формула следующая:

Кг = Рф / Рн

гдк Кг - коэффициент глубины,

Рф - фактическое количество разновидностей,

Рн - количество разновидностей, предусмотренных стандартами, перечнем и прочими.

Устойчивость ассортимента

Под устойчивостью ассортимента понимают среднее соотношение фактического количества товара к количеству товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, стандартами и прочими. Если говорить простыми словами, то это насколько в среднем ассортимент присутствует в наличии (обычно считают за некий достаточно большой период, например, год или квартал). Формула следующая:

Ку = 1 - (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn) / (Рн * n)

где Ку - коэффициент устойчивости,

Р'ф1, Р'ф2 ..., Р'фn - фактическое количество отсутствующих товаров при каждом измерении,

Рн - предусмотренное количество товаров,

n - количество измерений (обычно, делаются с примерно одинаковой периодичностью).

Считается, что достаточный уровень находится в пределах 0,7-0,8. Однако, в зависимости от ассортимента, задач, стандартов и прочего, оптимальные значения могут отличаться.

Коэффициент добавленного ассортимента

Под коэффициентом добавленного ассортимента подразумевают соотношение количества добавленных разновидностей товаров к среднему количеству разновидностей. Простыми словами, это в каком соотношении добавляются дополнительные товары в ассортимент. Формула следующая:

Кд = Рд / Рсф

где Кд - коэффициент добавленного ассортимента,

Рд - количество добавленных товарных разновидностей за период,

Рсф - среднее фактическое количество разновидностей товаров.

 

Советы по размещению товаров

Стоит знать, что в зависимости от того, как товар демонстрируется клиенту (например, онлайн или в реальном магазине), советы могут сильно отличаться. К примеру, в Интернете всегда картинки свежие и отфотошопленные. Еще пример, в онлайне отсутствует проблема веса и габаритов товаров.

Так же хотел бы отметить, что серые и черные методы со временем становятся известны людям. Это означает, что их применение приводит к оттоку клиентов. Как говорится, обхитрил на 100 рублей сегодня, потерял 1000 рублей в год. Это уже не говоря о морали.

Ну, а теперь к самим советам (в порядке от самых очевидных).

1. Товар должен быть структурирован. Простыми словами, если клиент хочет посмотреть альтернативы, то у него не должно возникать лишних препятствий. Это всегда стоит помнить. Кажется очевидным, но в погоне за всякими дополнительными "фишками" (например, хитрые перелинковки товаров в интернет-магазинах для сео оптимизации), этот момент не всегда учитывается (клиенту становится проще обратиться к конкурентам, чем заниматься викториной "угадай где").

2. Товар должен быть виден. Акции, скидки, банеры - это все хорошо для привлечения клиентов. Но, вся эта мишура не должна мешать покупателям видеть товар.

3. Сопутствующий товар. Расположение сопутствующего товара рядом с основным может помочь увеличить продажи (это и клиентам полезно), но важно чувствовать грань. Например, слишком большой набор сопутки может произвести обратный эффект - клиент перестанет исследовать основной товар (который обычно дороже стоит) и купит у вас сопутку, а у конкурентов основной.

4. Логика размещения товаров. Речь не только о банальных категориях в интернет-магазинах, а о том, что клиентам должно быть удобно приобретать товар. Представьте, что вы заходите в магазин и вам нужно приобрести хлеб, молоко, арбузы и еще с десяток-другой наименований. Если арбузы будут расположены в самом дальнем уголке, то это масса неудобств. Так, молоко и прочая расфасованная еда легко мнутся и рвутся. Поэтому, чтобы положить арбуз в корзину, клиенту придется изрядно постараться. А это значит, что немалая часть людей просто откажется от арбузов.

5. Расположение товара. Каждый слышал про схемы вроде "дорогие на уровне глаз, дешевые внизу и так далее". Отчасти это может казаться серым методом, но это не совсем так, ведь расположение товара так же важно и для клиентов. Рассмотрим небольшой пример. Допустим, у вас 30 видов гречи. Больше всего из них берут 2-3 вида. Соответственно, если их расположить в самом низу (или ином месте, где их плохо видно), то немало клиентов могут просто посчитать, что у вас их нет (хотя и тут бывают нюансы).

6. Дополняющие товары. Лучше всего, если товары, которые дополняют друг друга, будут расположены максимально близко. Например, хлеб рядом с сырами, колбасой, молоком.

7. Выкладка товара не является константой. Пример для понимания. Существуют товары, которые лучше всего приобретаются только в определенные сезоны. Уже это означает, что часть товара необходимо периодически переставлять. Но, это и не должно быть в стиле "потрясем мешок и вытащим номера". Если клиент будет приходить и каждый раз бродить в поисках одного и того же товара, то ему проще будет использовать магазин конкурентов.

8. Избегайте пустоты. Обилие магазинов привело к тому, что клиенты привыкли не видеть пустующих мест. Поэтому, чисто психологически, обилие пустого пространства вызывает ощущение, что ассортимент скудный или у магазина проблемы (хотя этого может и не быть). Поэтому старайтесь заполнять такие места хоть чем-либо (даже просто информационной атрибутикой).

9. Резкий разброс цен. Товары лучше всего располагать в порядке постепенного повышения цены. Это позволит клиентам легче ориентироваться и подбирать аналоги. Утрированный пример. Клиенту нужен средней цены товар. Если ассортимент расположен в порядке "Дешево - Дорого - Средне - Дешево - Дорого - Дорого - Дорого - Дешево - Средне - Дешево - Дорого", то, в зависимости от первого просмотренного товара и его двух соседних, вполне возможно, что клиент не увидит весь подходящий ему товар. Например, левое "Средне" или правое "Средне".

Существуют иные советы, но даже из этих видно, что размещение товара это весьма непростая задача. Поэтому всегда помните здравом смысле и том, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.