ROI (Коэффициент возврата инвестиций)

ROI (Коэффициент возврата инвестиций)

Продолжаем рассматривать финансовые характеристики. И в рамках данного обзора речь пойдет о ROI или коэффициенте возврата инвестиций. Звучит сложно и громостко, но вы увидите, что, как говорится, «не так страшен черт, как его малюют».

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

ROI (Коэффициент возврата инвестиций) это

ROI (Коэффициент возврата инвестиций) — это коэффициент, отображающий уровень доходности или убыточности бизнеса относительно сделанных в него инвестиций за определенный период и выражаемый в процентном или дробном виде. Простыми словами, какой был прирост (убыток) денег после вложений. Например, если ROI равно 200%, то это означает, что каждый вложенный рубль не только вернулся, но и дополнительно принес еще 2 рубля.

В общем смысле, формула выглядит следующим образом:

ROI = ( [Выручка] — [Расходы] ) / [Расходы] * 100%

где [Выручка] — это полученная выгода,

[Расходы] — это расходы.

В инвестициях формула выглядит иначе:

ROI = ( [Стоимость инвестиций] + [Доход] — [Инвестиции] ) / [Инвестиции] * 100%

где [Стоимость инвестиций] — это стоимость инвестиций к концу периода,

[Доход] — это полученная дополнительная выгода,

[Инвестиции] — это первоначальные инвестиции (или общие инвестиции за весь период).

А вот в маркетинге применяется иной параметр.

ROMI (Коэффициент возврата маркетинговых инвестиций) — аналогичен ROI, но учитываются только маркетинговые расходы, а в верхней части используется доход (или прибыль).

Формула выглядит следующим образом:

ROMI = ( [Доход] — [Маркетинговые расходы] ) /  [Маркетинговые расходы] * 100%

где [Доход] — это полученный доход,

[Маркетинговые расходы] — это расходы на маркетинг.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим несколько примеров.

 

Примеры расчета ROI и ROMI

Пример 1. Расчет ROMI и ROI для рекламы

Допустим, вы захотели оценить насколько выгодно проводить рекламную акцию в интернете. Первоначальные инвестиции в Директ или AdWords были 5 000 рублей. Так же вы знаете, что для настройки компаний и прочего вам потребовалось некоторое время. Оценим его в 1 000 рублей. Как результат, были привлечены клиенты, которые купили товара на 20 000 рублей. Прибыль с этих 20 000 составила 10 000 рублей.

Считаем:

ROMI = ( ( 20000 — 10000 ) — 1000 — 5000 ) / ( 5000 + 1000)  * 100% = 66,66%.

Окупаемость рекламы составила 66,66% — вполне неплохо. Обратите внимание, что 1000 рублей прибавлялась к расходам, так как это относилось к маркетинговым тратам.

А вот если рассчитывать ROI, то значение будет иным:

ROI = ( 20000 — 10000 — 1000 — 5000)  / (10000 + 5000 + 1000) * 100% = 25%.

Как видите, разница существенна. Об этом стоит помнить!

Пример 2. Расчет ROI при создании дела

Допустим, вы решили создать свое дело. Необходимые первоначальные инвестиции для приобретения техники равны 200 000 рублей. Считаем, что техника за год обесценится на 50%. Первые полгода выручка будет составлять 10 000 рублей в месяц, а расходы 5 000 рублей. Вторые полгода выручка будет 40 000 рублей, а расходы 25 000 рублей. Остальные затраты для простоты не учитываем и считаем, что прибыль равна разнице между выручкой и расходами.

Считаем:

ROI = ( 200000 * 1/2 — 200000 + 10000 * 6 + 40000 * 6 — 5000 * 6 — 25000 * 6 ) / ( 200000 + 5000*6  + 25000 * 6 ) * 100% = ( 20000 ) / ( 380000 ) * 100% = 5,26%.

И даже если считать по 100% предоплате, что расходы оплачиваются клиентами, то коэффициент не сильно лучше.

ROI = ( 200000 * 1/2 — 200000 + 10000 * 6 + 40000 * 6 — 5000 * 6 — 25000 * 6 ) / ( 200000 ) * 100% = ( 20000 ) / ( 200000 ) * 100% = 10%.

Если не учитывать вещи вида «круто, у меня свое дело!!!», то эффективность вложений сравнима с безрисковыми или низкорисковыми финансовыми инструментами, что не очень хорошо для бизнеса (не говоря уже о том, что расчет был упрощен). Суть в том, что существует много нюансов вида «а вдруг продажи будут ниже», «а если нужны будут еще деньги» и так далее. Продолжая тему, советую ознакомиться с обзором — типичные ошибки в бизнесе.

Справедливости ради, стоит отметить, что с процентами всегда непросто — та же относительность размеров капиталов. Например, если цифры измеряются в миллиардах или триллионах, то 5% это огромное значение.

Пример 3. Расчет ROI в инвестициях

Допустим, вы приобрели акцию по цене 100 рублей. Через год ее стоимость подросла до 110 рублей, а так же были дивиденды в размере 10 рублей.

Считаем:

ROI = ( 110 + 10 — 100 ) / 100 * 100% = 20%.

Как видите, вполне неплохая доходность.

 

Почему с ROI нужно быть аккуратным

Как бы не приукрашивали значение ROI, стоит знать о нескольких важных моментах, из-за которых этот коэффициент нередко используют только как вспомогательный.

1. Коэффициент возврата инвестиций рассчитывается для уже прошедших периодов. Это означает, что ROI никак не гарантирует аналогичные результаты в последующих периодах. Это частая ошибка начинающих — считать что значение не изменится. Так, например, вполне возможно, что был просто удачный период или же произошло некое масштабное событие, которое позволило достигнуть высоких результатов.

Если же ROI рассчитывается для будущих периодов, то стоит учитывать, что в основе используются предполагаемые цифры!

2. Не учитываются риски и прочие аспекты. Коэффициент отражает только полученную прибыль или убыток, и никак не учитывает риски и прочие аспекты. Поэтому его использование, как самостоятельной величины для анализа, возможно только в простых ситуациях.

3. Несмотря на то, что вначале было несколько формул, стоит учитывать следующее: нередко применяются различные виды расчетов. Это означает, что в одних расчетах может считаться доход, во вторых  прибыль, в третьих учитываться только одни виды расходов и так далее. Поэтому стоит уточнять формулу расчета перед анализом (хотя бы тот же пример с рекламой и разницей между ROI и ROMI).

4. Нюансы расчета ROI в периодах. Это как с расходами и затратами, из-за разницы в рассматриваемых периодах, может получится так, что ROI будет выглядеть привлекательно, хотя если рассматривать более длительный период, реальное значение может быть меньше.

Пример для понимания. Допустим, вы инвестировали 1 млн рублей. В течение года вложения уменьшились на 100 тысяч. Однако в следующем году они принесли вам 300 тысяч. Если считать ROI только за второй год, то получится 33,33%  = 300 / 900 * 100% (в первый же год это -10%). Но, если считать ROI за 2 года, то получится уже 20% = (300 — 100) / 1000 * 100%. При этом средняя ROI за год будет только 10%.

Дополнительно обращаю внимание читателей, что ROI может рассчитываться для произвольного периода, поэтому его необходимо уточнять.

5. Может не учитывать дополнительные расходы. Это как с ПИФами, их ROI может выглядеть привлекательно, но только вот коэффициент рассчитывается относительно купленных паев. А ведь ПИФы обычно подразумевают несколько комиссий, так что реальный ROI может быть меньше.

6. Длительные вложения. Чем более длительные периоды вложений, тем меньше толку от ROI. Пример для понимания. Допустим, вы торгуете тракторами. Этот товар приобретают редко и для длительного использования. Поэтому вполне возможно, что причиной приобретения клиентом трактора могла стать рекламная акция, проводившаяся пяток другой лет назад. Банально завалялась брошюрка.

7. Не учитывается дисконтирование. Чтобы лучше понять суть, советую ознакомиться с обзором простой и дисконтированный срок окупаемости.

Как видите, хоть ROI и может быть полезным для анализа, его стоит аккуратно использовать и, желательно, только в комплексе с иными метриками.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.