Демпинг

Демпинг

Когда произносят слово «демпинг», то вначале вокруг возникает полная тишина, а затем летят не самые ласковые фразы. И причина тому, что только в редких ситуациях такой подход привносит что-то полезное для рынка.

Чаще же это масса проблем — уменьшение общих мощностей (в результате снижения общих доходов), непонимание со стороны потребителей (как это может стоить дороже, за углом за копейки отдают?!), торможение экономики и прочие.

Но, обо всем по порядку.

Демпинг это

Демпинг — это продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценами. При чем важно отметить, что речь идет не о небольших скидках, а о том, что демпинговая цена обычно существенно ниже рыночной или даже себестоимости.

Рассмотрим пример. Допустим мешок картошки стоит 100 рублей, а его себестоимость 50 рублей. Если продавать ее по 90 рублей, то это сложно назвать демпингом — чаще всего это банальная скидка или же предусмотрен меньший процент прибыли (что-то вроде — в одном магазине сок стоит одну цену, в другом чуть выше или ниже). А вот если продавать картошку за цену в 45-55 рублей (при той же самой себестоимости), то это уже будет демпинг.

Хоть для обычного человека это может казаться весьма заманчивым (можно купить кучу дешевых товаров), все же этот финансовый инструмент применяется для совершенно разных целей и в перспективе клиент может столкнуться с тем, что после демпинга цена банально станет еще выше (вначале по 45 рублей, а потом по 120-150).

 

Виды демпинга

Прежде всего отличают два основных вида демпинга:

1. Ценовой демпинг — это продажа товаров экспортерами по цене ниже, чем внутренняя цена рынка. К примеру, всем известная продукция из Китая. Она дешевая и поэтому люди предпочитают ее приобретать. Однако, большое обилие таких товаров банально приводит к тому, что во внутреннем рынке начинается регрессия (поставщики закрываются, товары от национальных производителей исчезают и прочее).

2. Стоимостный демпинг — продажа товара ниже его себестоимости.

Однако, в бизнесе есть немало различных видов демпинга и вот некоторые из них.

Спорадический демпинг

Спорадический демпинг — это реализация излишних запасов товара. Чаще всего это происходит, когда внутренний рынок не требуется в таком количестве продуктов. Поэтому оставшуюся часть экспортируют по более дешевым ценам.

Преднамеренный демпинг

Преднамеренный демпинг — это специальное занижение цен с целью вытеснения всех конкурентов (обычно, кратковременное). Суть его заключается в том, чтобы либо стать монополистом, либо существенно сократить количество конкурентов. Чаще всего результатом такого демпинга является последующее повышение цен.

Постоянный демпинг

Постоянный демпинг — постоянная продажа товара ниже себестоимости. В отличие от преднамеренного, суть здесь заключается в том, что есть немалое количество сопутствующих товаров. То есть, демпинг позволяет становится монополистом, а расходы покрываются за счет приобретения клиентами дополнительной продукции. В такой ситуации, конкуренции очень сложно возникнуть, так как цена «слишком» низкая.

Обратный демпинг

Обратный демпинг — подразумевает, что внутренние цены существенно ниже экспортных. Такой демпинг позволяет поддерживать внутреннюю экономику, за счет отсутствия благоприятных условий для импорта данного вида товаров. Чаще всего речь идет о энергоресурсах.

Скрытый демпинг

Скрытый демпинг — цена становится существенно ниже средних цен рынка, за счет снижения издержек косвенными методами.

 

Что не является демпингом?

Стоит понимать, что далеко не всякое снижение цен может классифицироваться как демпинговая цена. К примеру, если средняя себестоимость товара 5 рублей, но вы организовали все так, что она составила всего 1 рубль, то «разумное» снижение стоимости продукта нельзя отнести к демпингу.

Что не относится к демпингу:

1. Снижение издержек при производстве (технологии, оптимизация и прочее).

2. Снижение издержек продажи товара или услуги (к примеру, интернет-магазину не нужны павильоны).

3. Маркетинговый ход для перепозиционирования товара или услуги (из эксклюзивных товаров в ряд обычных).

4. В ходе маркетинговых акций (первым 100 клиентам скидка 10%).

Но, есть нюанс, при обычном снижении цен, стоимость товара или услуги никак не может быть ниже себестоимости, иначе это тот же спорадический или постоянный демпинг.

 

К чему приводит демпинг?

Если речь не идет о демпинге, связанном с реализацией остатков или же контроле собственной продукции в рамках внутреннего рынка (к примеру, только свое молоко по самой дешевой цене), то результат весьма неприятный.

Ведь, что означает резкое снижение цен? Рассмотрим несколько примеров.

Уменьшение внутренних мощностей

Представьте, что цена товара была 100 рублей, а себестоимость 70 рублей. Появляется конкурент-экспортер и выставляет цену в 75 рублей, при той же самой себестоимости. Клиенты начинают уходить к этому конкуренту. Доход первых существенно снижается, из-за этого они начинают изготавливать меньше продукции (а то и вовсе перестают ее производить). 

То есть, появляется масса вопросов. Что будет если импорт временно прекратится? Было 10 поставщиков, остался 1, что будет если спрос резко возрастет? И так далее.

Монополизация и зависимость

Как продолжение предыдущего примера. Единственный поставщик, то есть монополист, может устанавливать свои цены, условия и многое другое. Ведь, если аналогичного товара или услуги попросту не существует, то клиентам и деваться-то особо некуда.

В данном случае, схема проста, как мир. Вначале «выдавливаются» все конкуренты бросовыми ценами, а затем устанавливаются более высокие цены (порой, даже выше средних изначальных).

Непонимание людей

Далеко не все люди финансово грамотны, так что возникает немало домыслов. Что-то вроде таких фраз:

1. Как так товар или услуга стали продаваться в половину стоимости?! Это значит, остальные занимались надувательством! 

2. Не умеют производить, как вот эти!

Конечно, разное бывает, но все же.

 

Послесловие

В рамках данного материала, вы узнали что такое демпинг, какие бывают виды, что не является демпингом, а так же почему этот финансовый инструмент вызывает не так уж много «радости».

Если подытоживать, то демпинг это весьма своеобразный подход к ценообразованию товаров и услуг, требующий аккуратности и вдумчивости.

Реализовать пылящиеся товары или защитить внутреннюю экономику — это одно. А вот использование демпинговых цен для освоения может принести немало минусов, включая и тех, кто использует демпинг. Но, чаще же от него страдают клиенты (демпинг же должен чем-то компенсироваться) и внутренний рынок.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.