Монополия

Монополия

Каждый хоть раз слышал про монополии и что они представляют собой нечто нехорошее во всех возможных проявлениях. Но, в реальности, это как с микроскопом — им можно микроорганизмы рассматривать и гвозди забивать.

Поэтому в рамках данного обзора рассмотрим этот вопрос подробнее.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

Монополия это

Монополия — это бизнес без конкуренции в рынке. Простыми словами, если среди всех людей только один умеет делать скворечники, то практически все заказы будут его, вне зависимости от цен и условий. Однако, монополия это не константа, включая и время, но об этом чуть позже.

Причины возникновения:

1. Большая прибыль. Если вы единственный поставщик товара, то это экономия издержек (к примеру, реклама нужна в малых объемах), аккумуляция всей выручки,  большие возможности (к примеру, можно приобретать более дорогую технику) и прочие положительные эффекты.

2. Высокий порог входа. Существуют такие ниши, где порог входа (к примеру, размер первичного вложения денег) настолько высок, что позволить себе такое могут лишь единицы.

А в некоторых нишах даже сам факт возникновения конкурента практически не представляется возможным, ведь кроме первичных вложений еще необходимо огромное количество финансов и времени для достижения точки безубыточности (монополия же не захочет просто так снижать объемы поставляемых товаров и терять доход).

3. Специфические положительные факторы. Простыми словами, имеется то, что физически либо слишком сложно (экономически невыгодно), либо невозможно достигнуть. К примеру, пингвинам требуется холодная среда обитания. Поэтому их разведение в Африке практически бессмысленно.

4. Объединение. В какой бы форме это не происходило, но если несколько бизнесов объединяются, то их возможности увеличиваются (плюс эффект синергии) и у них уменьшается число конкурентов.

Простой пример. Допустим, было 10 фрилансеров, которые применяли различные подходы для получения заказов. Кто-то применял демпинг, кто-то брал качеством, кто-то хороший оратор и переговорщик. Однако, это все отнимало время и силы.

Тогда эти 10 человек договорились между собой о методе распределения заказов, что позволило снизить расходы и упростить взаимоотношения с клиентами (грубо говоря, простой и дешевый заказ этому, сложный и дорогой этому, и так далее). Кроме того, составить конкуренцию отдельному фрилансеру стало существенно легче, как минимум, потому, что 10 человек могут уметь больше, чем один, и у них в запасе больше времени и сил.

 

Виды монополий

Рассмотрим некоторые из основных видов монополий:

1. Естественная монополия. Это такая ситуация, при которой банально не может быть конкуренции в силу ряда обстоятельств. При чем цена и какие-то технологические сложности могут не иметь значения. К примеру, если сырье имеется только в одной области, то, сколько бы вы не копали вокруг, оно не появится в иных местах.

2. Открытая монополия. Это временная ситуация, при которой конкуренция «еще» не предоставляет существенного влияния в рынке. К примеру, раньше разновидностей содовых напитков были единицы, сегодня же ассортимент заметно больше («со вкусом меда и лепестков роз, выращенных в окраинах горных хребтов»).

3. Чистая монополия. Это ситуация, когда в рынке отсутствует конкуренция для данного вида услуг или производства товаров. При этом, не обязательно, что есть тому барьеры. К примеру, просто данный вид деятельности никому не интересен.

4. Конгломерат. Это ситуация, когда монополия достигается за счет объединения усилий бизнесов из разных отраслей, что дает им существенное конкурентное преимущество. Простой пример. Допустим, вы печете хлеб. Если вы имеете собственные поля и мельницы для помола зерна, то цена такого хлеба может быть меньше чисто из-за разницы в стоимости промежуточных товаров.

5. Картель. Это ситуация, когда несколько бизнесов договариваются о единых условиях сбыта товара. Стоит отметить, что такое может применяться как для достижения положительного эффекта (к примеру, чтобы девальвация или инфляция не сузила рынок), так и для негативного (к примеру, временный демпинг цен для снижения конкуренции).

6. Синдикат. Тот же картель, только отдельные бизнесы не являются независимыми.

 

Плюсы монополий

Части технически, монополия имеет немало плюсов.

1. Консолидация денег в одном месте. Суть проста. Если у каждого денег по чуть-чуть, то приобрести что-то дорогое не хватит финансов. Но, если все деньги находятся в одном месте, то планка доступной цены становится выше. Это как с инвестициями, теми же ПИФ и ПАММ.

2. Большие возможности для действий. Отсутствие конкуренции позволяет осуществлять, например, беспрецедентные акции. Большие производственные мощности позволяют более просто и быстро осуществлять расширение ассортимента товаров. Появляются возможности для развития иных отраслей. И так далее.

3. Меньшие издержки. Раз нет конкуренции, то, как не сложно догадаться, существенно меньше денег уходит для сохранения собственных объемов производства. Соответственно, ценовой диапазон может быть меньше. Иными словами, товар доступнее для людей.

4. Больше стабильности. Большие объемы позволяют делу легче справляться с различного рода проблемами. Как минимум, есть большая финансовая подушка безопасности или резерв.

 

Минусы монополий

Однако, там где есть плюсы есть и минусы. Вот одни из основных негативных сторон монополии.

1. Зависимость от конкретного поставщика. Лучше всего можно понять суть из следующего примера. Допустим, вы единственный выращиваете зерно. Что будет, если завтра вы решите, что денег скопили много и больше не будете этим заниматься? Или хотите заняться чем-то иным, к примеру, использовать поля под хлопок? Простыми словами, товара в рынке просто не станет.

2. Малая вероятность конкуренции. Монополия предполагает большие резервы. Это означает, что банальное снижение цены (к примеру, до уровня себестоимости) сделает дело конкурентов экономически невыгодным. Существуют и другие методы, но суть их в том, что вероятность возникновения конкуренции снижается.

3. Застой. Если у бизнеса нет конкурентов, то ему нет необходимости что-либо делать.

4. Отсутствие саморегуляции цен и качества. Если цена повысится или качество товара снизится, то у клиента банально не будет особых альтернатив. При конкуренции подобные действия могут означать отток клиентов, а при монополии нет.

 

Суть монополии в примере

Чтобы понять, что монополия это неоднозначное явление, рассмотрим абстрактный пример в купе с конкуренцией. И рассмотрим для каждого из них два возможных варианта развития событий — позитивный и негативный.

Представьте себе озеро с рыбой. При этом в день можно ловить строго определенный объем, например, 100 штук, чтобы экосистема озера не пострадала. Допустим, в случае конкуренции имеется 5 людей, а в случае монополии, соответственно, 1. Теперь, рассмотрим варианты.

Конкуренция. Вариант 1 — позитивный

Все пять людей ходят к озеру и ловят примерно одинаковое количество рыбы, делятся различными методами ловли, что позволяет облегчить процесс и сделать возможным изготовление из рыбы различных товаров, за счет высвободившихся времени и сил. То есть, не только получать равномерную прибыль, но и увеличивать ее.

В этом варианте, клиент получает одни плюсы. Постоянное количество рыбы и ее цена. Расширение ассортимента. Стабильность поставки товаров. Общая позитивная атмосфера. И так далее.

Конкуренция. Вариант 2 — негативный

Каждый пытается выловить как можно больше рыбы (то есть, стремится стать монополистом) и поэтому немалую часть времени и сил занимает сохранение собственных методик ловли. Если кто-то из людей не может ловить рыбу, то в силу конкуренции, объем рыбы будет меньше. Ведь никто удочкой не будет делиться даже за часть рыбы.

Для клиента это относительная стабильность. Как минимум, будет проявляться демпинг цен с последующим превышением стоимости (после того, как конкурентов станет меньше). Объем рыбы сильно зависит от максимального состояния всех людей. К примеру, 5 человек в нормальном состоянии ловят 100 штук. Но, 2 в плохом и 3 в хорошем, вероятнее всего, поймают меньше, например, 80-90. Ассортимент в таких условиях если и будет расширяться, то существенно медленнее.

Кроме того, если снижение цен и прочие методы выйдут за рамки, то возможно, что рыбы вовсе не станет, так как ловить будет некому.

Монополия. Вариант 1 — позитивный

Одному человеку нет необходимости задумываться о конкуренции. Плюс, его возможная прибыль может быть существенной. Он может приобретать не только удочки, но и сети, делать собственные запруды, привести небольшой баркас. То есть, максимально снизить необходимость своего присутствия у озера. Для расширения ассортимента можно приобретать более дорогое оборудование и производить более сложные товары. Кроме того, общая масса издержек меньше, поэтому и цена рыбы будет меньше.

Клиент счастлив. Дешевая рыба. Большой ассортимент. Стабильность.

Монополия. Вариант 2 — негативный

Про издержки, возможности и ассортимент аналогично позитивному варианту. Только один нюанс — цены стали выше, качество не всегда соблюдается и в перспективе человек планирует переселиться к иному озеру.

У клиента слезы и горе. Рыба дорогая. Ассортимент некачественный. И еще есть ненулевая вероятность, что в какой-то период рыбы просто не будет, ведь конкурентам придется потратить немало времени и сил, чтобы достигнуть того же уровня (это же не «пришли и сразу по 100 рыб ловим», а «вначале 20, затем 30, потом 50 …»).

Если сравнивать варианты, то, как не сложно заметить, плюсы и минусы конкуренции могут меньше сказываться. То есть, позитивный эффект от монополии может быть колоссальным, но и негативный эффект может иметь подобные масштабы. При конкуренции же «сверх плюсов» мало, но и негативный вариант легче сказывается для клиентов и рынка в целом.

 

Послесловие

В рамках данного обзора, вы узнали что такое монополия, причины ее возникновения, какие виды бывают, плюсы и минусы, а так же рассмотрели несколько вариантов ее проявления.

Отдельно стоит сказать, что в обзоре многие вещи были упрощены и не рассмотрена масса влияющих факторов (так как это большой пласт информации).

Но, даже из рассказанного выше видно, что тема монополии весьма многогранна и ее не стоит рассматривать без контекста (к примеру, общего состояния экономики, действий бизнеса, существующих факторов и прочего). При чем в истории существуют примеры с положительными результатами (в плане экономической составляющей). Так что, всегда помните о здравом смысле и о том, что у вас своя голова на плечах.

 



Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.